Дорога к правде

Минское подполье: от издания газет до вооруженной борьбы

Минское подполье: от издания газет до вооруженной борьбы

История подполья, которое было создано в Минске в годы Великой Отечественной войны, это история великого подвига и одновременно большой трагедии. В ней в плотный узел сплелись любовь к Родине и упорное сопротивление врагу, предательство слабых духом и зверства оккупантов.

О том, как был преодолен обвинительный уклон в истории Минского подполья и как охраняется память о героических делах минских подпольщиков, корреспондент “НГ” побеседовал с заместителем директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Анной Галинской.

— Анна Васильевна, еще в годы войны появилась версия, которая потом на некоторое время стала официальной, что Минский подпольный горком партии — “подставной центр, созданный контрразведкой врага с целью вылавливания патриотически настроенных советских граждан”. Отразилось ли это на изучении темы подполья в первые годы создания музея?

— Возможно, по отдельным персоналиям задавались вопросы, но деятельность минских подпольщиков была отражена уже в первой экспозиции нашего музея, когда 22 октября 1944 года в одном из сохранившихся зданий на площади Свободы (сейчас это Дом профсоюзов) были открыты первые две выставки: “Вооружение белорусских партизан” и “Большевистская печать в годы Великой Отечественной войны”. Один из разделов второй выставки посвящался изданию газеты “Звязда” в оккупированном Минске, а на стенде посетители могли увидеть четыре номера газеты, напечатанные подпольщиками.

По-другому и быть не могло, потому что первыми сотрудниками музея стали бывшие партизаны и подпольщики, которые сами были непосредственными участниками и партизанской борьбы, и подпольного антифашистского сопротивления. В музее работала Вера Сергеевна Романовская, бывшая минская подпольщица, одна из первых сотрудниц, которая долгое время оставалась старейшим нашим работником. Ее отец был одним из организаторов первых подпольных групп в Минске. Вера Сергеевна проводила интереснейшие экскурсии, поскольку говорила о том, что пережила сама.

Нужно отметить тот факт, что тогда, в первые послевоенные годы, подпольная борьба рассматривалась в контексте истории партизанского движения в целом, и только через некоторое время на базе отдельных выставок, которые создавались в музее, была сформирована постоянная экспозиция. Окончательно она оформилась, когда музей переехал в здание на проспекте Независимости.

Есть несколько экспонатов по теме подполья, которые находятся в экспозиции практически все годы существования музея. Это срез старой ивы с дуплом из урочища Волосач Узденского района. Дупло служило почтовым ящиком партизанской бригады “Беларусь” для связи с подпольщиками. Второй такой эксклюзивный предмет — кувшин с просверленным в ручке отверстием, который выполнял роль конверта в переписке минчанки Марии Калашниковой с мужем Иваном Харитоновичем Козловым, арестованным СД в октябре 1942 года.

— В истории Минского подполья еще много белых пятен, которые ждут своих исследователей. Что нужно сделать, чтобы их стало меньше?

— Задача музея — собирать экспонаты, пополнять фонды. И мы идем от самих экспонатов, которые многое могут рассказать. Причем и свою историю, и того человека, которому принадлежали. Я уже упоминала о кувшине и о записках Ивана Козлова. А исследовательская работа по этой теме ведется постоянно: и учеными-историками, и сотрудниками музея, и просто любителями истории. В различных изданиях постоянно появляются новые публикации.

Неоценимый вклад в популяризацию героической деятельности минских подпольщиков в массовом сознании внес писатель и публицист Иван Григорьевич Новиков, который издал несколько книг, самая известная из которых “Руины стреляют в упор”. По его сценарию снят великолепный художественный фильм с таким же названием.

Многое сделал для установления правды о подполье и возвращения добрых имен его участников Евгений Иванович Барановский, бывший директор НАРБ: архивом была издана книга “Минское антифашистское подполье”, в которой впервые приведен наиболее полный список его участников. Затем Евгений Иванович подготовил ряд публикаций по истории Минского подполья в газете “Вечерний Минск”. К слову, свою лепту в издание книги внес и наш музей, предоставив авторам ряд фотоматериалов — в фондах музея большая коллекция фотографий, которые относятся к периоду Великой Отечественной войны.

Евгений Иванович Барановский принимал непосредственное участие в подготовке материалов, которые в 1990 году легли в основу решения Бюро ЦК КПБ о реабилитации одного из руководителей Минского подпольного горкома Ивана Ковалева, чье имя многие годы незаслуженно предавалось забвению.

— Музей готовится к переезду в новое здание, какой видится будущая экспозиция по Минскому подполью?

— Во-первых, в новой экспозиции мы хотим наряду с деятельностью Минского подполья показать борьбу с врагом и в других городах — Могилеве, Гомеле, Витебске и других. Например, одним из самых известных подпольщиков Орши был Константин Заслонов, который потом стал командиром партизанского отряда. Тот же путь прошел и Петр Миронович Машеров, организовавший в первые месяцы войны подпольную группу в Россонах. Также хотим развить тему подпольной борьбы в небольших населенных пунктах. Во-вторых, вся экспозиция будет как бы “вписана” в улицы оккупированного города: немецкие вывески, манекен жандарма, шлагбаум. Посетители даже смогут заглянуть в окно подпольной квартиры, зайти в нее. И, в-третьих, экспозиция будет сделана по всем канонам современной музейной науки. Она будет трехуровневая: первый уровень — обзорный, второй — это возможность более глубокого знакомства с темой экспозиции и третий — инфотерминалы, где будет размещаться дополнительная информация (тексты, фото, видео) для историков, студентов, изучающих тему войны и т. д. Там же можно будет найти перечень ссылок в интернете. В перспективе часть этой информации станет доступной и через сайт музея. Словом, это будет зрелищно, познавательно и доступно.

— Насколько сегодня возможен обмен информацией о Минском подполье с немецкими музеями и архивами и посещают ли наш музей делегации из Германии?

— Немецкие музеи и архивы открыты для сотрудничества, но сложность в том, что это требует немалых финансовых затрат. Случается, что к нам приезжают и группы из Германии. Немецкий историк и писатель Пауль Коль даже пользовался услугами наших фондов. Несколько лет назад он передал музею последние фотографии Аниты Кубе.

— Поступают ли новые экспонаты или документы, связанные с историей Минского подполья, в фонды музея?

— Это происходит постоянно и по-разному. В середине 60-х годов прошлого века, когда Минск стал стремительно расти ввысь и вширь, на улице Антоновской сносили один из частных домов, и на чердаке были найдены вещи: детали трофейного револьвера, отвертка и нож, как потом выяснилось, принадлежавшие Герою Советского Союза, руководителю подпольной комсомольской группы “Андрюша” Николаю Кедышко. Все реликвии были переданы в музей, и теперь они в нашей экспозиции.

Одна из самых трогательных и трагичных историй связана с именем подпольщика Сергея Шостака. Несколько лет назад к нам пришла женщина и принесла материалы, которые принадлежали первому мужу ее матери Сергею Шостаку. Среди переданных экспонатов был котелок, в котором женщина носила еду мужу в тюрьму. Сохранились и нежные письма, которые он ей писал, называя “моя Людмилочка”. Он до последнего надеялся, что останется жив: “Бог целиком и полностью сохранит тебя для меня. Эта уверенность (появилась) у меня сегодня. Тех, кого вчера вывозили на допрос в СД, сегодня опять вызвали, сняли номера и увезли на машине, а переводчик сказал, что их отпустят домой. Правда, домой попадут, наверное, только старики, а молодые, возможно, поедут в Германию. Если все будет благополучно, ты завтра получишь маленькое письмо, которое займет немножко времени для его чтения”. Но на самом деле узников вывозили в Малый Тростенец. Сергея Шостака вместе с другими узниками лагеря на улице Широкой также вывезли в Малый Тростенец, где он и погиб.

Или такой случай. У нас была группа посетителей из Москвы. В ней оказалась сестра Елены Хованской, погибшей в Тростенце. Она была поражена, когда увидела в книге “Минское антифашистское подполье”, изданной Национальным архивом Беларуси, фамилию своей сестры. Позже она передала нам ее фотографию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter