Минск - Одесса. Стоит ли ехать сегодня отдыхать на украинские пляжи?

Дорога к морю

Минск - Одесса. Стоит ли ехать сегодня отдыхать на украинские пляжи?

Три недели назад нас пригласили проехать по маршруту Минск — Одесса в комфортабельном туристическом автобусе, чтобы посмотреть, безопасна ли дорога к морю. Если до поездки сомнения еще были, то на обратном пути их практически не осталось: дорога совершенно обыкновенная, никаких людей с автоматами в кустах и поборов, путь к морю открыт. Лиманы и заливы все так же прекрасны, солнце по–прежнему жаркое, а одесситы не перестали иронизировать над собой и всеми вокруг. Тогда, разговаривая с владельцами туристических баз, которые вовсю готовятся к сезону и полны оптимизма, рассматривая вечные спокойные платаны на Дерибасовской, спускаясь к морю по Потемкинской лестнице, мы не могли предположить, что буквально через несколько дней мир будет скорбеть по погибшим в этом светлом и веселом городе. Еще чудовищнее было слышать о трагедии после того, как сами же одесситы рассказывали нам о том, что у них все спокойно и по–другому быть просто не может, ведь Одесса — город мира...

 


Нашу дорогу к морю организовали белорусские туроператоры, у которых одесский отдых — основное предложение для туристов. Весной они поняли: из–за украинской неразберихи сезон отдыха на одесских пляжах под угрозой срыва. Пока одни охали и рассуждали, другие — делали. «Президент на встрече с Турчиновым сказал, что мы должны налаживать политические, экономические и культурные связи с Украиной. Так будем налаживать!» — решил Олег Русначенко, директор одной из туристических фирм. Заказали автобус и отправились по украинским дорогам к морю, чтобы своими глазами посмотреть, безопасно ли отправлять по ним туристов. А заодно пообщаться с властями курортов и попросить помощи в сопровождении автобусов по стране-соседке...


Минск — погранпереход «Новые Яриловичи»


Наш синий «Неоплан» на диспетчерском пункте «Дружный» не найти было сложно — он единственный туристический автобус на стоянке. На посадку пришла лишь половина фирм, которые планировали ехать. Не дождались и двоих журналистов. Почему не пришли — никто не знает. Может, испугались, а может — причина уважительная. Олег Русначенко — организатор и главный сопровождающий в поездке — уверяет, что маршрут будет в точности таким же, каким белорусских туристов возят уже 18 лет. Вместе с пакетиками для мусора нам раздали распечатанный план поездки: Коблево, Одесса, Затока, Киев.


Двери автобуса закрылись, в салоне повисла тишина. Назад дороги не было, следующая остановка — Украина. На обратном пути многие попутчики признавались: волнение было, и еще какое. Интернет–форумы, социальные сети полнятся рассказами о бесчинстве на дорогах неизвестных людей в масках, обстрелах автобусов, вымогательстве денег... Успокаивало, что нас много, что в Одессе знают о нашем приезде и ждут.


Через 5 часов погранпереход «Новая Гута» встретил непривычной тишиной и пустотой. «Да, пассажиропоток действительно упал процентов на 50», — признаются таможенники, желают нам счастливого пути и выпускают из страны. Украинская сторона встретила молодыми улыбчивыми пограничниками. Быстрый осмотр паспортов в салоне. Таможенный контроль прошли без особых проблем и задержек. «Странно, даже без побора», — удивилась представитель турагентства Карина Катушкина. Она возит туристов под Одессу второй год подряд. Говорит, все всегда знают, в какое окошко кому и сколько обычно давать. В этот же раз ничего не понадобилось.


Киев, как и положено по популярному туристическому маршруту, объезжали по кольцу. Провожая взглядом украинские флаги на заправке «ЛУКойла» и огромные футбольные мячи, оставшиеся после чемпионата Европы по футболу, примерно в час ночи выехали на знаменитую Е95. «Одесса — 492» — сообщил указатель. Автобус синхронно заснул.


Трасса Е95


Утром проснулись от резкого торможения: на подъезде к Одессе нас впервые за всю трассу остановил экипаж ГАИ. Направив объектив на человека в форме, получила в ответ улыбку и приветствие рукой. У водителей проверили документы, недолго пообщались с Олегом Александровичем: кто, что, откуда. Всего же на Е95 машины ГАИ, припаркованные в разделительной зоне, мы встречали примерно через каждые 100 километров.


За 300 метров до знаменитого рынка «7–й километр», напротив Одесского аквапарка, нас остановили на блокпосте. Огороженная мешками с песком территория с палаткой и людьми в камуфляже напомнила кадр из американского боевика. Тревожное ощущение перебил экипаж ГАИ, который стоял рядом. Пока водитель показывает документы, общаемся с бойцами в униформе. В темных очках, с пластмассовыми стаканчиками в руке, они с довольными улыбками беседуют с журналистами. Мои собеседники называть себя не хотят: «Пусть будет Петя и Петя». Петя и Петя стоят, опершись на насыпь из мешков, говорят уверенно и без капли стеснения. «Кто мы? Самооборона Украины. Стоим здесь в помощь ГАИ, чтобы не допустить провокации. Применять силу? Можем, конечно, если понадобится. Нет, оружия у нас нет. Вот только палки и щиты. Мы сами строители, плотники, я лесничий, например. Ситуация на дорогах? Да спокойная! Не слышал такого, чтобы украинец грабил белоруса. Без милиции мы никогда не стоим. Если ваши туристы где–то видят такое, пускай на 102 сообщают».


Коблево и Затока


На пути в Коблево (60 километров от Одессы) ГАИ останавливало нас раза три. Последний раз для очередной проверки тормозим возле указателя «Коблево». Этот курорт знаменит винами, аквапарком и количеством ночных клубов на квадратный метр: летом шума моря здесь можно и не услышать. А пока в тишине докрашивались и достраивались новые гостиницы и отели. Анализируя прошлогодний спрос, владельцы пансионатов решили, что нужно строить еще. Но в этом сезоне, похоже, инвестиции не окупятся.


Правда, 25–летний Владимир, работник одной из баз, на которой проходила встреча белорусских туроператоров с властями города Коблево, был уверен, что туристы приедут и в этом году: «Ведь что бы ни было, отдохнуть у моря хочется всегда». В том, что сезон состоится, не сомневались и городские власти. На русских туристов у них, правда, надежды нет, больше на украинских, которые уже теперь в Крым точно не поедут. Ждут с нетерпением и белорусов, которых в Коблево каждое лето — треть от всех отдыхающих. В ответ на рассказы наших туроператоров о боязни клиентов ехать по украинским дорогам 3 недели назад они только пожимали плечами: ведь у них все спокойно, в чем проблема? Но согласились обсудить возможность сопровождения туристов от границы до курортов. Такую же договоренность получили и в курортном городе Затока (66 км).


Прямая речь


Татьяна Монич, директор туристической компании «Алые паруса»:


— Мы буквально 6 мая уже заключили договоры с украинскими охранными фирмами, которые обеспечивают безопасность дипломатов, послов и других важных персон. Машины с мигалками, с вооруженными людьми в форме будут встречать на границе колонны наших автобусов и сопровождать до курортов. К тому же базы отдыха и пансионаты сегодня сами стремятся обеспечить безопасность: территории огорожены, много где есть пропускная система, видеонаблюдение. Поездки на экскурсии — только организованно.


Одесса


«У нас все спокойно. Приезжайте и отдыхайте!» — рассказывали нам в администрации города Одессы еще две недели назад. Тогда жемчужина у моря проводила «майдан» возле памятника Дюку и «антимайдан» на Куликовом поле строго по расписанию: в выходные дни с 12.00 до 15.00. Все остальное время одесситы работают, были уверены в городской мэрии.


По дороге домой мы несколько раз останавливались на блокпостах. Все было уже знакомо и типично: Олег Александрович на украинском языке объяснялся с ГАИ, а в это время туроператоры и журналисты общались и фотографировались с парнями Самообороны Украины, с удовольствием обнимавших наших белорусских девчонок. Поведение моих спутников напоминало неожиданную встречу с известными актерами. И защитники власти, суровые парни в камуфляже, вооруженные палками и щитами, с гордостью играли эту роль.


Дорога домой по Е95 не обошлась без остановок на мини–рынках с салом (35 гривен за кило), орехами (50 гривен за литровую банку лесных) и медом (50 гривен за литр цветочного). И везде после слов «мы из Беларуси» — улыбки и желание угодить. Это было три недели назад. Сегодня, общаясь с друзьями из Одессы, понимаю: ехать в гостеприимную Одесскую область за морем и солнцем в этом году можно. Самый безопасный и спокойный вариант — туристические автобусы, которые заберут из одной точки и доставят в другую. В этом случае турист автоматически подпадает под защиту законов нашей страны.


Конечно, еще недавно я не могла и подумать, что в Одесcе свершится столь страшное преступление. Но жизнь продолжается. Если ехать на отдых в Одеcсу самостоятельно, а потом идти и разбираться, чей же флаг в Украине сегодня важнее, вполне можно найти себе неприятности. Одесситы вряд ли станут делиться местом в рядах на митингах. Но на пляже — подвинутся с удовольствием.


Прямая речь


Алена Дьяченко, заместитель директора департамента — начальник отдела туризма Одесского городского совета:


— Вопрос безопасности сегодня непростой. Могу сказать, что на сегодняшний день (6 мая) ситуация в городе спокойная. Усиленные меры по обеспечению безопасности уже приняты давно. Ведь Одесса, вы сами видели, до недавнего времени была одним из крупных городов Украины, в котором не было акций подобного характера... Сегодня ситуация стабильная. Все мероприятия, которые у нас запланированы, не отменены. Город продолжает жить своей жизнью.


Инесса Масловская, заместитель генерального директора туристической компании «Подевюс» (Минск):


— Полностью безопасным по Украине сегодня может быть только организованный туризм. Поодиночке я бы не советовала ехать. Одно дело, когда мы договариваемся со своими партнерами насчет сопровождения, которое тебя встречает и ждет. Они охраняют и несут ответственность за людей. А просто на свой страх и риск собраться, посадить ребенка в машину и поехать — не вариант. Не то время сейчас...


Минск — Одесса — Минск.

 

Фото автора.

 

Советская Белоруссия №86 (24469). Суббота, 10 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter