9 июля Детская железная дорога отмечает 60-летний юбилей

Дорога из детства

«Голубой вагон бежит, качается...» – эти строки из известной детской песенки – первое, что приходит в голову, когда видишь миниатюрный состав «Столичного экспресса» Детской железной дороги имени К. С. Заслонова. До отправления считаные минуты, сейчас семь вагонов с пассажирами отправятся в короткое, всего полчаса, но увлекательное и необычное путешествие. Можно сказать – в историю. 

Быть проводницей очень интересно

9 июля Детская железная дорога отмечает 60-летний юбилей. Совершили прогулку в детство и наши корреспонденты: прокатились с ветерком на «Столичном экспрессе», побывали на занятиях в учебном центре ДЖД, где ребята постигают азы железнодорожного мастерства. И даже посетили местный музей.

Иван Скорик во главе состава

...Главная станция Заслоново. В ее здании расположены билетные кассы, зал ожидания с действующим макетом железной дороги и помещение дежурного по станции. Поезд курсирует с начала мая до сентября по выходным, а в праздники для желающих прокатиться есть еще и развлекательная программа. У входа в вагон нас встречают улыбчивые проводница Ангелина и стажер Дима. Внимательно проверяют у входящих родителей с малышами билеты. «Проникнуть зайцем не получится», – смеется Ангелина, которая занимается на ДЖД только первый год, но уже знает многие секреты работы. Чтобы получить право называться проводником, говорит девочка, нужно совершить три рейса стажером, а потом сдать экзамен.


Поезд тронулся – в путь! Вагон очень уютный: синие кресла, легкие бело-лимонные гардины на окнах, играет заводная музыка. Кстати, как рассказал начальник ДЖД Валерий Савич, каждый воспитанник здесь постигает азы всех профессий, связанных с железной дорогой: учится на проводника, начальника поезда, дежурного по станции, диспетчера, дежурного по переезду и многих других. Каждый раз профессии меняются, чтобы все смогли попробовать себя в разных ролях. 


Проезжаем мимо технической станции Пионерская, ее объявляют, однако остановки для пассажиров нет. Ведь именно здесь находится центральный пульт управления дорогой, кроме того, на станции занимаются экипировкой, ремонтом и подготовкой к рейсам вагонов и локомотивов. Железная дорога только называется детской, но здесь все по-взрослому. От большой магистрали ДЖД отличается только шириной колеи – 750 мм, что почти наполовину уже «взрослой», и длиной – 4,5 км. В остальном же это полноценный железнодорожный путь. Его конечная станция – Сосновый Бор, пожалуй, самая красивая, ведь она, как видно даже из названия, расположена среди леса. В обычные выходные дни стоянка в Сосновом Бору длится 5 минут и поезд возвращается в Заслоново. А по праздникам гостей здесь встречают культурной программой.


ДЖД – это не только развлечение для пассажиров. Ребята, которые работают здесь, относятся к своим обязанностям очень даже серьезно. Сейчас в распоряжении детей два тепловоза и 12 вагонов. Чтобы юные железнодорожники получили первые навыки управления локомотивом, сотрудники ДЖД разработали специальный компьютерный тренажерный комплекс тепловоза ТУ-7, который практически полностью имитирует пульт управления поезда в кабине машиниста. Находится этот тренажер в учебном центре ДЖД, который был открыт в 2009 году. За это время он выпустил более трех тысяч «железнодорожников».


Первое, что притягивает взгляд при входе в центр, – большой действующий макет поезда, который идет кругами мимо полей, деревьев и домов. Этот макет, как и все другие, вос­питанники центра сделали сами в кружке «Юный моделист», где под руководством инструктора дети воссоздают уменьшенные копии зданий, локомотивов и вагонов, изучая исторические документы для большей достоверности. Обучение в центре бесплатное, выдают здесь и красивую железнодорожную форму, которую с гордостью носят воспитанники. И хотя посещение занятий свободное, Валерий Савич отмечает, что юные железнодорожники очень дисциплинированны. Заниматься сюда приходят ученики 5 – 7-х классов, никаких специальных критериев отбора нет. Главное – желание и старание. Есть здесь и собственный музей – зал истории Минского отделения БелЖД, где собраны не только различные виды старинных фонарей, механизм стрелочного перевода, манометры и другие устройства, но и точные копии Александровского и Виленского вокзалов – последний располагался на месте современного Центрального вокзала.


Любовь к железной дороге – это главная, но отнюдь не единственная причина, которая объединяет ребят. Они проводят шахматные турниры и различные тематические вечера, выпускают собственную газету. При этом все оргмоменты решают сами. В центре учится четыре смены, в каждой из них по 100 – 120 человек, которыми управляют начальник и его помощник – более опытные «специалисты». После завершения обучения более 20% ее воспитанников поступают в профессионально-технические, средние специальные и высшие учреждения образования железнодорожного профиля. 

За учебным тренажером все, как в реальной жизни

Справка «ЗН»

Первая в Беларуси Детская железная дорога была открыта в августе 1936 года в Гомеле, но во время Великой Отечественной войны она была разрушена. А уже в 1955 году ДЖД появилась в Минске. За 60-летнюю историю ее поезд перевез 350 тысяч пассажиров и проехал 3,5 миллиона километров.

Анна ОСОКИНА, osokina.sb@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter