Дорога и идущие

«Сладкой жизни добиваются только те, кто не стоит на месте», — так считают на кондитерской фабрике в Наровле
«Сладкой жизни добиваются только те, кто не стоит на месте», — так считают на кондитерской фабрике в Наровле

Ольга Карпович, по всему видно, человек крайне занятой. О встрече с ней мне пришлось договариваться несколько дней. Но я был по–журналистски настойчив. Дело в том, что в 2001 году именно эта молодая работница ОАО «Красный мозырянин» (к слову, старейшего в стране предприятия кондитерской отрасли) представляла земляков на втором Всебелорусском народном собрании. Накануне очередного общенационального форума я внимательно перечитал ее доклад. И решил выяснить, что изменилось с тех пор в жизни района, предприятия, да и (что, согласитесь, тоже очень важно) самой Ольги.

В мае 2001–го Ольга Карпович отправлялась в столицу, чтобы рассказать делегатам собрания о состоянии дел в районе и на родном предприятии, обратить внимание руководства страны на вопросы, требующие, по ее мнению, первоочередного решения. Тогда Ольга работала машинистом заверточных полуавтоматов. А потому о проблемах отрасли судила, как говорится, из самой гущи событий.

— За эти пять лет так много всего произошло, что, думаю, хватило бы и на более долгий срок, — размышляет моя собеседница. Для начала: теперь она — дипломированный инженер–технолог. И, видимо, это не потолок в карьере экс–делегата. Кстати, нынче «Красный мозырянин» вновь направляет своего представителя на Всебелорусское народное собрание. На этот раз — инженера по нормированию труда Татьяну Леглик.

Пять лет назад Ольга Карпович упоминала в своем докладе на форуме о недостатке оборотных средств, изношенности оборудования на предприятии. Конечно, не только «Красный мозырянин» испытывал такие проблемы — они характерны для многих. И сегодня для преодоления этих трудностей предстоит искать и изобретать экономические, административные, психологические и прочие рычаги как внутри предприятия, так и вне его. Мечта о сладкой жизни без тяжелой ежедневной работы неосуществима. Впрочем, несмотря на проблемы, наровлянские кондитеры успешно конкурируют на рынках Беларуси и зарубежья. В прошлом году на «Красном мозырянине» произведено 4,5 тысячи тонн сладкой продукции, почти половина ее ушла на экспорт. Традиционные потребители наровлянских конфет, мармелада и зефира — сладкоежки в России, США, Израиле.

— Следим за рынком, обновляем ассортимент, от чего–то отказываемся, что–то появляется новое, — рассказывает начальник планового отдела Галина Шубич. — Если в 2001 году выпускали 60 наименований продукции, то сейчас — 83.

— То, что мы делаем, — не просто сладости, — замечает заместитель директора фабрики Петр Шатонский. — Пектин, который входит в состав нашей продукции, способствует выведению тяжелых металлов из организма. Не думаю, что в актуальности этого надо кого–то убеждать. Особенно учитывая то, что Наровля сама пострадала от чернобыльской аварии.

«Реконструировали котельную, заменили аммиачные компрессорные установки на фреоновые, купили линию по производству зефира, упаковочное оборудование, «декоратор» для конфет...» — вспоминают на «Красном мозырянине» события последних 5 лет. Впрочем, не зефиром единым. В докладе Ольги Карпович на втором Всебелорусском народном собрании затрагивались и другие весьма важные темы — оздоровление детей, газификация региона, обеспечение достойного уровня жизни на загрязненных радионуклидами территориях...

— У нас в районе 1.783 школьника, — знакомит меня со статистикой заведующая отделом идеологии райисполкома Наталья Кузьменкова. — В 2005 году эти дети выезжали на оздоровление 3.209 раз. Вот и считайте, сколько раз каждый побывал в здравницах Беларуси, Прибалтики, Черноморского побережья.

Газификация чернобыльских территорий по–прежнему остается одной из важнейших тем. Еще несколько лет назад газ был подведен в 118 домов в Наровле и в 14 — по району. На сегодня разницу почувствовали обитатели в общей сложности 1.227 домовладений. План на нынешний год — подключить к природному газу еще 440 домов.

— Когда я в 1992 году после института приехала по направлению в Наровлю, тут многое выглядело иначе, — рассказывает Наталья. — Вот на эти домики было жалко смотреть, вместо окон — пустые глазницы... Теперь — как игрушки!

Жители Наровли, с которыми я разговаривал во время командировки, имеют, очевидно, самые разные взгляды на жизнь. Не заметил я в их отношении к своему городу только безучастности. Вряд ли у города и района проблем меньше, чем у других. Что–то нужно кардинально решать с пресловутыми нехваткой и износом. До сих пор к райцентру не подведена железная дорога. Но, как показывают прошедшие пять лет, дела не стоят на месте. Мои собеседники в Наровле уверены: так будет и впредь. Главное — идти вперед.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter