Дорога домой

Послезавтра   он   снова   захочет   заехать   в   родные   Залесинки...

Послезавтра   он   снова   захочет   заехать   в   родные   Залесинки,   в   которых   и   вокруг   которых   вращается   колесо   его   жизни,      от   подростка   из   многодетной   семьи,   тракториста   до   председателя   райисполкома… 

— …Вон, видите, здание, когда-то это был роддом, и я в нем появился на свет, — председатель Шарковщинского райисполкома Мечислав Морхат притормозил на улице в Лужках. – Впрочем, об этом позже, а сейчас завернем на зерноток СПК «Городец»? 

Он, собственно, и не особо спрашивал моего согласия, скорее, так – для дипломатии. Мне насилу удалось уговорить главу района заглянуть в его родную деревню в уборочный час пик, и то при одном условии. Точнее, при двух: сделать это в конце рабочего дня и на всем протяжении дороги домой не пропускать перекрестки горячей страды. Что ж, в обмен на фотосъемку, которую он прежде не допускал по отношению к себе, это были более чем гуманные условия. На зерноток – так на зерноток, к комбайнам – значит, к комбайнам, но в конце пути – обязательно в Залесинки… 

После Лужков наконец-то повернули направо. У дорожного знака с названием деревушки остановились. Да и как было не сделать этого! «Вот эти придорожные осинки сажал мой отец, — сказал Мечислав Викторович. – Батьки не стало еще в 1987 году, сколько же тогда этим деревцам!..» 

Осинки, взлелеянные рано ушедшим отцом, Виктором Юльяновичем, многократно обросли залесинского мальца, как принято говорить в этих краях. Мечислав Викторович как будто пошептался о чем-то с тенистыми исполинами, поглядывая высоко в небо, ласково потеребил их бархатистые листочки… 

На узкой сельской улочке председательскую «Ниву» легко узнают.  Он здесь частый гость. Да какой там гость – местный, можно сказать, житель, хотя, конечно, с тех пор как стал на крепкое крыло, давно живет под отдельной крышей, со своей семьей. Но тянет к себе родовое гнездо Морхатов, не отпускает надолго скромный, крохотный, даже по нынешним меркам, родительский дом. После того, как и мать, Валентина Александровна, от тяжкой хворобы, еще далеко не в старом  возрасте, ушла на вечный покой, в доме остался брат Александр. Ему на семейном совете и доверено вести здесь хозяйство. 

Ну а семейный совет – и по количеству, и по авторитету – непререкаемый родовой штаб, руководит которым, скорее, по сложившейся традиции, чем по году рождения Мечислав. Ведь восемь детей появилось на свет в большом семействе простых крестьян — Валентины Александровны и Виктора Юльяновича Морхат. Виктор, Мечислав, Георгий, Людмила, Александр, Олег, Нина, Лариса… 

В двух шагах от колыбели остановил «Ниву» сосед: «Что, Викторович, домой захотелось, — крепко пожал он руку председателю. – Как живем? Да, слава Богу, а как уборка в районе?» 

К слову, эту самую уборку в районе Мечислав начал когда-то здесь еще школьником. Когда во время каникул вставал ни свет ни заря, чтобы пригнать с луга лучшего коня и запрячь его в польскую грабилку. Или когда после окончания Стрельцовской восьмилетней и Лужковской средней школы пошел работать в здешний колхоз «Прогресс» трактористом. А вернувшись в Залесинки со срочной службы в танковых войсках СА, снова сел на трактор. Эта же уборка продолжалась после учебы в Сенницком техникуме, Белсельхозакадемии в Горках.  И после получения диплома Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Когда работал агрономом в том же «Прогрессе», главным агрономом в совхозе «Городец», председателем колхоза «Великое Село», первым заместителем председателя Шарковщинского райисполкома. Продолжается многотрудная жатва и по сей день, в родном районе, который Мечислав Викторович возглавляет… 

Вот и родная калитка. Двор и палисад, которые истоптал босыми ногами в детстве Мечислав. Колодец прямо у порога. Родительского порога. Здесь же за летним столиком, увитым виноградной лозой, любят собираться братья и сестры Морхаты со своими женами и мужьями, детьми. Все знакомо и все очень дорого до мелочей. И за всем видна крепкая хозяйская рука. 

 — Знаете, — сказал он мне после 20-минутного пребывания дома, когда осмотрел двор, откосил кролям травы, испил колодезной воды, — сколько бы здесь ни побыл всякий раз, все равно мало. А надо спешить – комбайны еще в поле… 

Поэт неслучайно написал: «Трэба дома бываць часцей, трэба дома бываць не госцем, каб душою не ачарсцвець, каб не страціць святое штосьці…» 

Думаю, это человеческое правило сызмальства  завел для себя Мечислав Викторович. И только затем оно воплотилось в чьих-то поэтических строках. 

Да он, собственно, всегда у родного порога, так как почти никогда, не считая армейской службы и студенческих лет, и не уезжал далеко от родительского дома. И ни у кого сегодня не повернется язык назвать председателя райисполкома временщиком или, извините, карьеристом на короткой пересидке в ожидании новой должности. В свой родной район он вкладывает все: и знания, и талант руководителя, и душу, и здоровье. Всего себя без остатка и оглядки. Как когда-то учили отец и мать. Его, человека от земли, страда, начатая в детстве, продолжается по прежнему адресу – на родной ему и землякам ниве… 

Вот и послезавтра Мечислав Морхат наверняка найдет минутку в плотно расписанных рабочих маршрутах и заедет в родные Залесинки. В которых и вокруг которых почти полвека вращается колесо его жизни, – от подростка из многодетной семьи и тракториста до председателя райисполкома. 

Почему именно послезавтра? 

Потому что послезавтра ему пятьдесят… 

Кстати 

На утро 23 августа в районе намолочено 44 тысячи тонн зерна. До 25 августа при благоприятных погодных условиях здесь планируют закончить уборку с рекордным для суверенной Беларуси валовым сбором – 50 000 тонн! Это второй результат за всю историю Шарковщинского района.

На снимке: широк прокос у председателя райисполкома.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter