На трассе между Пуховичами и Осиповичами построят подземный переход для лягушек, жаб и тритонов
Необычное сооружение появится в следующем году на 73-м километре трассы Минск – Гомель, где пролегает участок массовой миграции земноводных. Главный инженер проектов ГП «Белгипродор» Николай Кречетников уточняет: переход будет представлять собой восемь труб диаметром 80 см, расположенных на расстоянии 50 м друг от друга. Между трубами – заградительные стенки из бетона, чтобы животные не могли попасть на проезжую часть.
Направить миграционные потоки амфибий под землю решили в связи со значительным сокращением их популяций: под колесами автомобилей на этом участке трассы ежегодно гибнут сотни тысяч особей, среди которых – краснокнижный гребенчатый тритон.
Инициировал проект Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам. Строительство подобных сооружений не новинка для Беларуси. Первый такой переход в стране и во всем СНГ был сооружен в 2006 году в Березинском биосферном заповеднике, на 122-м километре дороги Минск – Витебск. Проект доказал свою эффективность.
— Смертность земноводных составляла на этом участке полторы тысячи особей в неделю, что привело практически к полному исчезновению популяций травяной и остромордой лягушки. После строительства перехода популяция постепенно восстанавливается и сейчас насчитывает около 600 особей, а гибнет не больше 15 земноводных за весну, — рассказывает старший научный сотрудник сектора мониторинга и кадастра животного мира Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Руслан Новицкий.
Страдают от автотранспорта не только холоднокровные, но и копытные. Ученые рекомендуют дорожникам использовать специальные репелленты вдоль тех участков трасс, где возможен выход животных на проезжую часть.
— Репелленты – ароматические вещества, которые заставляют животных с большей осторожностью выходить на дорогу, — поясняет Руслан Новицкий. – Лось будет подходить к обочине медленно, принюхиваясь. Собираемся опробовать этот способ на автодороге Минск – Гомель.