Дорога дальняя, или От кого зависит судьба

О современной жизни цыган мы чаще всего судим по фильмам и примерам из жизни. В первом случае это история Будулая в исполнении Михая Волонтира или “таборные страсти” сериала “Кармелита”. Песни, музыка, зажигательные танцы и роковая любовь — прикосновение к таинственному, незнакомому миру. Реальность, увы, гораздо прозаичнее. Этой осенью уголовный розыск вновь фиксирует традиционный всплеск преступлений с характерным “цыганским почерком”.

Кража с минимальным риском

Около десяти утра к пенсионерке из деревни Мочуль Столинского района заглянули четыре женщины, представились социальными работниками.
79-летняя одинокая старушка с радостью впустила в дом внимательных гостей. Две из них прошли вместе с хозяйкой в комнату, прикрыли дверь и около пятнадцати минут беседовали с женщиной о ее здоровье, жизни, быте. На прощанье пообещали приглядывать за пенсионеркой. Обрадованная старушка с радостью проводила дам до порога, неоднократно приглашая их в гости. Свои слова она взяла обратно, как только вернулась в дом и не нашла под подушкой на печи  полторы тысячи евро, 400 долларов и шесть миллионов рублей.
По данным уголовного розыска Брестского областного УВД, в этом году цыгане совершили более 30 аналогичных преступлений. Однако за ними числятся не только кражи, но и грабежи с разбоями. Еще свежа в памяти серия убийств пожилых женщин в Дрогичинском районе — двое цыган душили их, после чего обворовывали дома. Как правило, цыгане не воруют там, где живут. На Брестчине, например, орудуют “залетные” из Гомельской области, брестские едут на Гродненщину и Гомельщину. Почерк везде одинаков. К деревне подъезжают на заранее нанятом авто с водителем, называемым в народе “бомбилой”, выбирают хаты с пожилыми хозяевами на окраине деревни и “идут в бой”. Зачастую, как уже говорилось, представляются госслужащими или тайно проникают в дом, пока хозяев нет.
Почему люди, имеющие древнюю интересную культуру, живущие у нас целыми диаспорами, порой выбирают именно такой путь заработка? Ответить могут только они сами.

Рабочий момент

На Брестчине большинство цыган живет в Давид-Городке Столинского района.
— Для того чтобы остановить эту преступность, наверное, нужен целый отдел, который занимался бы только цыганами, — говорит председатель горсовета Давид-Городка Владимир Головач. — Увы, тут не то что отдела — обыкновенных сотрудников милиции не хватит. В нашем городе живет сегодня 345 цыган. Воровством многие начинают заниматься с малых лет. Да, мы ставим цыган на особый контроль, у нас есть списки семей, но уследить за всеми невозможно.
Есть цыганские семьи, живущие нормальной жизнью, но их не так много.
— Из тех цыганок, которые к нам обратились, пока еще ни одна не пошла на предложенную ей работу, — говорит начальник столинского центра занятости Сергей Шило. — Идут они к нам, чтобы получать адресную социальную помощь, причем в основном женщины. Мужчины вообще ни разу не обращались.

Одну обязанную по Декрету

№ 18 из Давид-Городка буквально силой заставляем работать.
— У нас цыгане со времени поселения толком не работали, — говорит и.о. начальника Давид-Городокского городского отдела милиции Виталий Савицкий. — 20—30 лет назад они занимались спекуляцией. Потом, когда стало невыгодно перепродавать водку, приторговывали наркотиками из Украины. Сейчас просто воруют, а в свободное время в основном пьют, гуляют. По принципу “украл — выпил — в тюрьму”. Хотя в последнее время наказание стало более мягким. Их осуждают, но в тюрьмы, которые и так переполнены, не сажают. Вот пример. В одной из деревень две цыганки выманили у старушки четыре миллиона рублей. Мы нашли их, заставили вернуть деньги. Одну задержали. И что вы думаете? Через неделю-другую оставшаяся цыганка у той же бабки снова выманила уже возвращенные деньги!

Мимо школьного двора

Если насильно работать не заставишь, в тюрьмы всех преступников не посадишь, есть ли вообще решение проблемы?
— Все идет от семьи и образования, — продолжает Владимир Головач. — Ребенок, конечно, перенимает образ жизни родителей. Надо как-то разрывать порочный круг, но не отнимать же ребенка у родителей за то, что они не заставляют его ходить в школу!
По словам местных жителей, цыгане действительно учатся с неохотой.
— Если школьник-белорус не пошел в школу — поднимается большой шум, — в присутствии мэра возмущается Николай Березовский, почетный гражданин Давид-Городка, — родителей вызывают в школу, их отчитывают, грозят законодательством. Дело может дойти вплоть до районо. А с цыгана вроде как и взять нечего! В итоге, если он четыре класса окончил — уже считается хорошо.
— Родителей цыган тоже вызывают в школу, — говорит Владимир Головач, — те кивают головой, обещают отправить детей на учебу, но этим все и заканчивается.
В результате даже при желании работу найти не всем бы и удалось. Ведь сегодня даже на ферму без образования устроиться довольно сложно. В итоге, когда жизнь заставляет, из всех наук приходится постигать воровскую?

Не красть нельзя?

По цыганским хатам Давид-Городка мы решили пройти вместе со старшим участковым инспектором Владимиром Тукиным. Владимир давно работает “на земле”, знает судьбу каждого подопечного. Заходим в гости к цыгану Матвею Федоровичу, сын которого сейчас сидит в тюрьме.
Хата Матвея стоит в небольшом дворике, рядом, у сарайчика пасется конь. За яблоней небольшой огород. Словом, хозяйство есть. В ответ на вопрос, почему у людей сложился стереотип цыган — вор и можно ли прожить без воровства, Матвей смеется.
— Как тут прожить! На еду не хватает. Когда в семье 5—6 детей, как их прокормить?
— Пойти работать, например.
— Куда там работать! В колхозе много не получишь. В других местах работы нет. Огородом одним тоже не прокормишься, так что приходится подворовывать. А вообще скажу вам честно: цыган если не украдет — он не человек!

Верьте мне, люди!

Заглядываем в другой дом. Это небольшая хибарка, внутри которой обедают двое парней и три женщины. Одеты более-менее прилично, но обстановка в хате более чем бедная. На вопрос о стереотипе ответила женщина, представившаяся Ефросиньей Нестеровой.
— Цыгане не все такие. Есть немало грамотных цыган, с богатым внутренним миром. Я, например, всю жизнь провела в православных монастырях и даже написала духовную книгу о жизни Иисуса Христа. Сейчас ее обрабатывает ваша коллега из Бреста. Просто вороватые люди из нашего племени бросают тень на всю нацию. Но среди нас много порядочных, глубоко верующих людей. Как можно заклеймить всех цыган? Мой дед, например, Владимир Яновский, был участником Великой Отечественной войны. Его тоже припишем к преступникам?
— Действительно, — чуть позже пояснил участковый, — Ефросинья говорит искренне, и если бы все цыгане были такими как она, проблем не было бы. Правда, сын ее уже судимый.
А соседи Ефросиньи, братья Волошины, посетовали на то, что, имея водительские права, не могут устроиться на работу таксистами...
А вот дом, в котором живет Надежда Малиновская с детьми, трудно назвать даже халупой. Пол прогнил до такой степени, что в нем образовались дыры. Крыша провалилась, а обветшалые стены, кажется, вот-вот рухнут. Женщина состоит на учете в центре занятости, однако работы пока нет. Летом подрабатывала в фермерском хозяйстве, но этих денег на жизнь не хватало. Дети в школе не учатся, поскольку сегодня и учеба в школе требует средств, начиная от школьной формы, заканчивая взносами на ремонт класса.
— Здесь, конечно, есть проблема, — заключает Владимир Головач.

Понять и помочь

17 сентября из колонии вернулась в Давид-Городок цыганка Татьяна Вишневская, отсидевшая срок за торговлю наркотиками. За это время ее долг государству за опеку над тремя детьми составил порядка 20 миллионов рублей. Она пытается устроиться на работу. Сама Татьяна говорит, что мечтает вернуться к нормальной жизни. Чтобы жить, нужно трудиться и учить детей. Но пока, увы, она все еще находится на жизненной обочине.
На обочине находится еще свыше трехсот цыган Давид-Городка и сотни представителей этого народа по всей республике. Им оказывается помощь. Но ведь любая помощь востребована лишь тогда, когда сам человек прилагает усилия и пытается выбраться из пропасти, а не катится вниз, несмотря на то, что есть все возможности подняться. Винить во всех бедах окружающих, среду, общество и так далее — это путь в никуда? И второй момент — преступность, конечно, национальности не имеет. Но для эффективной борьбы с ней нужно учитывать и эти особенности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter