Более тысячи жителей деревни Хорск Столинского района добираются в город через замерзшую реку

Дорога через Горынь

Жители деревни Хорск в Столинском районе, оставшиеся на зиму без плавучего моста через Горынь, ежедневно вынуждены форсировать замерзшую реку, чтобы попасть в соседний Давид–Городок. В морозы еще ничего, но в оттепель рискованный маршрут сотен сельчан может обернуться бедой...


Беда нам с этим мостом до весны. Вы бы в воскресенье приехали, тут в базарный день столько народу, — Геннадий Мазан, житель Хорска, стоит на берегу замерзшей Горыни. Собирается в Давид–Городок на автостанцию. До нее от края деревни через речку — рукой подать. Пешком метров 200. В обход — плюс–минус 10 километров.

Перед таким выбором местные жители оказались давно. Еще в конце 80–х прошлого века, когда Давид–Городок защищали от паводков. Тогда проектировщики решили насыпать между Хорском и городом дамбу, изменив русло Горыни. Горожан от подтоплений спасли, а сельчан обидели.

Старожилы вспоминают: мол, обещали построить мост, но дальше обещаний дело не пошло. Возвели временный понтон, который местные сами сводили с учетом погоды, а потом установили плавучий мост, который по сей день стоит на балансе дорожных служб. Ближайший, стационарный — развязка на подъезде к Давид–Городку, что в нескольких километрах от деревни. Вот через него зимой, когда убирают плавучий мост, и можно идти в городок. Но это не близко, сокрушается Геннадий Мазан:

— Мы в райисполком обращались. А нам там отвечают: мол, в деревне все на велосипедах ездят. Что вам там крюк в 10 — 12 километров сделать? В метель, в гололед... И это только в одну сторону. Конечно, некоторые ездят... И тут же попадают на штрафы! ГАИ за зимнюю езду на «роварах» наказывает рублем! А по льду тоже страшно. Бывало уже, что люди проваливались...

Можно, конечно, воспользоваться общественным транспортом. Недавно сюда пустили дополнительный автобус, который делает два рейса в день. Вот только сообщение между Хорском и Давид–Городком слишком оживленное, как у центра города с микрорайоном. Живет в деревне более тысячи человек. Почти все работают в городе. Там же автовокзал, поликлиника, банки, бани, аптека, магазины... У горожан в Хорске — родственники и друзья. К берегу как раз подходит один из жителей Давид–Городка, гостивший в деревне у тещи:

— Я когда сюда по льду шел — вода просматривалась. А куда денешься? Надо было отвезти продукты. Сейчас не знаю даже, как назад перебираться. Страшно...


Велосипед — под мышку, и Виктор Вабищевич спускается на лед по импровизированным подмосткам, чтобы перебраться в город.

А навстречу ему домой в Хорск идет работник местного ЖКХ Сергей Шостак. Молодой человек каждый день как минимум один раз делает «рейс» по льду в городок. Бывает и чаще. Объясняет, почему общественный транспорт для сельчан неудобен:

— Автобус ходит по расписанию. Но мне, например, надо быть уже к 6 утра на работе, а так рано он не идет. Или, наоборот, возвращаюсь порой поздно вечером. И так очень многие. Кто–то работает посменно, у кого–то ненормированный график. Да есть и масса других причин, по которым людям нужно попасть либо на тот, либо на этот берег.

78–летний пенсионер Петр Прико — один из таких сельчан. Ему нужно попасть в поликлинику на капельницу. Туда он успевает, а вот дополнительный обратный рейс уже может пропустить. И ждать ему придется пяти вечера. Или опять–таки — через реку.

За те полчаса, что я стоял у замерзшей Горыни, мимо меня прошли около десяти пешеходов. В час, думаю, наберется более двадцати. Нетрудно подсчитать, сколько человек здесь проходит за день. И все едины во мнении — капитального моста здесь не нужно. А вот небольшой подвесной — две сваи, четыре каната и настил — очень пришелся бы кстати.

Однако в Столинском райисполкоме такой вариант не рассматривают. Заместитель председателя Александр Максимчук высказал свою точку зрения:

— Сегодня налажено сообщение, ходят автобусы, хорошая дорога — в это вложили деньги. Какая необходимость в мосте? Февраль пройдет, и сведем опять тот понтонный мост. Есть ведь и другие деревни. Там же как–то местные жители добираются. Подстраиваются под расписание автобусов.

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Геннадий Панасюк, заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома:

— Подвесной мост в две сваи и четыре каната, как на картинках где–нибудь в Индии, никто не допустит к эксплуатации. По соображениям безопасности. А вантовый мост — это уже дорогая конструкция. Капитальное вложение. Столин — дотационный район, такую нагрузку не потянет. Для сравнения: стоимость лишь ремонта небольшого автомобильного моста через канал в Ивановском районе на местных дорогах стоит два миллиона рублей. А после постройки объект нужно передавать на баланс, организация, взявшая его, должна будет проводить обследования. Вантовые мосты — ежегодно. Это тоже немалая копейка.

Сейчас развернута программа по республиканским и местным мостам. Все они обследуются. В частности, есть проблемы по Пинску. Там стоял вопрос по перекрытию движения, а это — единственный мост, соединяющий Столин с Брестом. Нужен ремонт. И это куда более актуальная проблема. Ремонтируем в Барановичах два важных путепровода, в Жабинке уже отремонтировали мост. Приступили к еще одному, аварийному на местных дорогах. Понятно, что всем хочется помочь, но не все сразу получается.

mityakov@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter