Дополнительные катализаторы

Как интегрировать альтернативные процедуры в деловой оборот

Как интегрировать альтернативные процедуры в деловой оборот

Рост количества обращений в нынешнем году в Хозяйственный суд Гродненской области составил 66 %. При этом число исков увеличилось в 2 раза. Основная масса исков приходится на неплатежи. Стороны заключают договоры, а исполнить их не представляется возможным. Порой это изначально корыстный умысел контрагента, но зачастую — простое стечение обстоятельств: предпринимательская деятельность — сфера рисковая. Однако, как показывает изучение данных дел, причиной в большинстве случаев являются неблагоприятная конъюнктура рынка и взаимные неплатежи. В минувшем году споры по расчетам составляли 92 %, за истекший период нынешнего — уже 96 %.

Дела данной категории в своем большинстве могли быть рассмотрены по упрощенной процедуре — в порядке приказного производства. Но, несмотря на более активное использование субъектами хозяйствования приказного производства, рост заявлений в текущем году составляет всего лишь 43 %. Резерв, несомненно, имеется. Требует своего решения вопрос расширения оснований, по которым заявления могут рассматриваться в приказном порядке, что позволит повысить заинтересованность сторон в его применении. Нуждается в совершенствовании шкала государственной пошлины, взимаемой по заявлениям о выдаче определения о судебном приказе.

В наш суд поступает значительное количество исков о взыскании сумм до 2 100 000 рублей (они составлили 41,4 % от общего числа поступивших имущественных исков в минувшем году). Соответственно госпошлина в порядке искового производства составила по данным искам менее 3 базовых величин. При подаче заявления в порядке приказного производства минимальный размер госпошлины — 3 базовые величины. В такой ситуации заявитель, скорее всего, обратится с иском, а не в порядке приказного производства. Устранение данного дисбаланса ставок госпошлины и расширение оснований для возбуждения приказного производства смогут способствовать увеличению количества обращений субъектов хозяйствования в порядке приказного производства, что позволит сократить нагрузку на судей и аппарат хозяйственного суда.

Результат деятельности хозяйствующих субъектов во многом зависит не только от их экономических достижений, но и от умения эффективно защищать свои права не только в суде. В мировой практике существуют процедуры альтернативного разрешения споров, в частности процедура посредничества. Что же необходимо для того, чтобы в Беларуси посредничество (и иные эффективные способы разрешения споров) использовались чаще?

Представляется целесообразным развитие института посредничества на досудебном уровне, то есть открытие данной примирительной процедуры вне стен суда, без его вмешательства и возбуждения производства по делу. Имеется в виду создание института по разрешению расчетных споров внутри самих министерств и ведомств. Создание своеобразного фильтра между субъектами хозяйствования и судами, где роль посредника выполняли бы юридические службы и споры одного ведомства разрешались бы внутри его самого через заключение соответствующих соглашений. Несомненно, что в данной ситуации также необходимо законодательно закрепить возможность выдачи судебных приказов при неисполнении соглашений. В качестве аналогии такого механизма можно привести пример признания и приведения в исполнение решений Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате.

Разумным подходом представляется возвращение к досудебному урегулированию хозяйственных споров. Как показывает судебная практика, зачастую ответчик не знает о намерении истца обратиться в суд и в большинстве случаев не оспаривает предъявленные к нему требования. Установление обязательного досудебного порядка будет способствовать стремлению спорящих сторон конструктивно решать возникший между ними спор путем переговоров.

Следующий аспект — закрепление в ХПК обязанности истца направлять ответчику копию искового заявления и иных документов, которые истец направляет в суд. Ответчик заблаговременно должен знать, кто и какие требования к нему предъявляет, на каком основании они заявлены. Это позволит ему обстоятельно подготовиться к процессу, продумать способы защиты против иска и свою правовую позицию, собрать и представить суду документы, опровергающие достоверность представленных истцом доказательств. Кроме того, закрепление данной обязанности истца решит проблему неинформированности ответчика и будет способствовать внедрению института посредничества.

Опыт применения процедуры посредничества показал, что порой урегулирование спора посредством соглашения занимает больше времени, чем судебное разбирательство. Тогда как, направляя исковое заявление на рассмотрение в суд, истцы имеют возможность получить решение уже через 15 дней.

Вместе с тем, как показывает мировой опыт, разрешение экономических споров в других странах — это длительный и дорогостоящий процесс. Перемещение акцента на исполнение судебного постановления и распределение срока рассмотрения иска до его полного исполнения позволят повысить эффективность выносимых судом постановлений. Например, рассматривая дело субъекта хозяйствования, не имеющего оборотных средств, чтобы расплатиться по решению суда, нет необходимости выносить решение, которое впоследствии будет годами исполняться. Целесообразно в такой ситуации дать возможность суду разрешить спор, предусмотрев время рассмотрения иска до его полного исполнения, не перекладывая это на плечи государства в виде принудительного исполнения.

Не способствует развитию процедуры посредничества существующее непонимание руководителями предприятий, юристами того, как именно и почему процедура посредничества работает, и игнорирование ее потенциальных преимуществ, как экономических, так и связанных с сохранением отношений между сторонами. Должно прийти осознание того, что способ урегулирования конфликта должен стимулировать сохранение или развитие партнерских отношений.

В настоящее время разрабатывается комплекс организационно-правовых мер, направленных на расширение сферы применения института посредничества. Цель данных мероприятий состоит в том, чтобы споры в порядке посредничества разрешались не только государственными судами. В частности, запланировано принятие закона о третейских судах и медиации. Принятие закона может стать дополнительным катализатором для интеграции альтернативных процедур в деловой оборот и правовую культуру, что позволит существенным образом разгрузить судейский корпус в условиях стремительно возрастающей нагрузки.

Необходима разработка государственной программы (концепции) развития экономического правосудия, утвержденной Указом Президента Беларуси, на ближайшие 10 лет. Цель разработки концепции развития — не только уменьшение нагрузки на судейский корпус, но и уменьшение хозяйственных споров в целом. Для этого важно как минимум создать ситуацию, когда судьи будут рассматривать дела действительно сложные, в которых есть реальный спор. Необходимо внести изменения в процессуальное законодательство в целях исключения положений, усложняющих и замедляющих движение дел. Провести мониторинг иных нормативных актов в целях выработки несудебной (административной) процедуры по урегулированию споров. Внедрить современные информационные технологии и на законодательном уровне закрепить положительный опыт развития системы хозяйственных судов, решив задачи по материальному сопровождению их работы.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, председатель Хозяйственного суда Гродненской области, председатель областного отделения ОО «Белорусский республиканский союз юристов», заслуженный юрист Республики Беларусь (на снимке)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter