Источник: Знамя юности
Знамя юности

Урок после уроков. Побывали на факультативе по робототехнике в гимназии № 6 Минска

Дополнительно не значит скучно

Написать игру, собрать робота, отрисовать модель Национальной библиотеки и распечатать ее на 3D-принтере… Всему этому и многому другому шестиклассников минской гимназии № 6 обучают на факультативе «Робототехника и прототипирование», который появился в расписании в этом учебном году. Мы побывали на занятии и узнали, возможно ли открыть такой факультатив в каждой школе (спойлер: это реально!).

Денис Цареня надеется, что однажды факультатив по робототехнике появится в каждой школе

15 из 15

В инженерно-техническом центре гимназии, где проходит занятие, из 15 рабочих мест заняты все 15. Такой ажиотаж неудивителен, ведь робототехника прокачивает знания математики, физики, информатики, развивает логику и пространственное мышление. А если учесть, сколько стоят занятия в частных кружках, становится понятно, откуда столько желающих, ведь в гимназии с детьми работают бесплатно.

Со многими ребятами руководитель инженерно-технического центра, учитель трудового обучения Денис Цареня познакомился еще в пятом классе, когда у парней начались занятия по трудам:

– В учебной программе есть шесть резервных часов, которые преподаватель может использовать на свое усмотрение. У нас они всегда проходят в инженерно-техническом центре: я учу работать с 3D-принтером, помогаю осваивать программное обеспечение для создания объемных моделей. Причем делаю это без отрыва от программы. Например, в пятом классе много часов посвящено работе с проволокой – ее разметке, резке, правке, зачистке. Но просто гнуть кольца из проволоки бывает скучно, поэтому предлагаю ученикам спроектировать и распечатать на 3D-принтере пластиковые домики-брелоки, сделав для них металлическое «ушко». В итоге, поработав в инженерно-техническом центре в пятом классе, ребята вернулись сюда в шестом на факультатив.

Тихо! Идет совещание

Занятия проходят два раза в неделю. На первых порах шестиклассники осваивают самый простой язык программирования – Scratch: учатся писать несложные программы, делать игры и даже мультики. Причем Денис Валерьевич старается, чтобы все это было связано со школьной программой.

– Например, Даник делает игру про дроби, – кивает преподаватель в сторону ученика, который так увлечен процессом, что не заметил появления журналистов. – Персонаж решает примеры и получает награду за правильные ответы. Другой ученик работает над проектом по географии – хочет научить робота ездить по карте и распознавать значки полезных ископаемых, а затем выводить на экран информацию о них.

Распечатать «националку»

Артур Напреенко и Ярослав Вертинский на занятии нарисовали в программе мультяшных героев, чтобы в перспективе распечатать их на 3D-принтере. Получилось отлично.

3D-принтеры (а их в гимназии пять) работают с полной загрузкой. На печать отправляется каждая удачная модель – детям важно подержать в руках результаты своего труда. Печатают здесь и заказы для гимназии – например, пластиковые гайки-барашки для лобзиков или держатели для флагов, которые в начале учебного года появились на каждом учительском столе.

Ярослав Вертинский отрисовал мультяшного героя, чтобы затем превратить его в брелок

Конечно, расходники стоят денег. Но в гимназии придумали, как удешевить процесс, делится Денис Валерьевич:

– Мой ученик Александр Гусинец предложил заготавливать расходники для 3D-печати из пластиковых бутылок, разрезанных на кольца. Чтобы кольца получались тонкими и ровными, сами собрали прибор – бутылкорез. Технологию уже опробовали. Например, вот эта светло-голубая эмблема гимназии была бутылкой из-под минералки. А символ года – дракон – получился из бутылки нежно-салатового оттенка.

Наработав базу, шестиклассники распределяются по проектам – что кому интереснее. В конце года Денис Валерьевич планирует устроить что-то вроде научной конференции, ведь важно не только уметь работать со сложной техникой и профессиональным ПО, но и грамотно это презентовать.

Полина Розель будет делать проект в программе «Компас-3D». Вот и сейчас она создает объемную модель Национальной библиотеки. До этого девочка отрисовала «Ворота Минска» – в ближайшее время фигурку отправят на принтер.

Полина Розель разрабатывает 3D-модель Национальной библиотеки

– Не сложно ли это – после уроков дважды в неделю посещать еще и факультатив?

– Если тебе интересно, то и силы всегда находятся, – по-взрослому отвечает Полина.

Сверяемся по «КОМПАСУ»

Шестиклассников сменяет 10 «А». У них тоже факультатив – «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Он проходит в двух локациях – в лабораториях БНТУ и в гимназическом инженерно-техническом центре. В университете гимназистов научили работать в «Компас-3D», а оттачивают навыки они уже у себя, загружает программу Марина Хомич:

– Начинали с самого простого. Изучили азы программы, отрисовали и распечатали деталь конструктора. Сложные проекты еще впереди.


Реально ли открыть такие факультативы – по робототехнике, прототипированию, инжинирингу – в каждом учебном заведении? Вполне, рассуждает Денис Цареня, который, к слову, руководит городской Школой начинающих учителей технического труда:

– ПО, с которым мы работаем, недорогое или бесплатное. 3D-принтеры тоже перестали быть роскошью: хорошую «машину» можно купить за 800 рублей.  Но нужны специалисты, умеющие управляться с этой техникой. Я, например, многому учился самостоятельно, но такой путь не для всех. Частные курсы, где обучают робототехнике, работе с 3D-принтером, есть, но они недешевые, не каждое учебное заведение может направить туда своего специалиста. Было бы здорово, если бы в БНТУ, с которым мы давно и успешно сотрудничаем, появилась специальность «учитель трудового обучения, программист». Тогда подобные факультативы можно было бы открывать в каждой школе.



СКАЗАНО

Наталья Казак, директор гимназии № 6:

– В конце каждого учебного года мы проводим онлайн-анкетирование среди родителей – спрашиваем, какие факультативы они хотели бы видеть в расписании своих детей, и стараемся учесть пожелания. Так, в этом учебном году у нас появились «Робототехника и прототипирование» для шестого класса, «Готовы Родине служить!» и «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» – для десятого. Традиционно большой популярностью пользуются факультативы естественно-математического направления: по физике, математике, химии, биологии. Если желающих много, разбиваем группу на подгруппы, чтобы преподавателю было проще уделить внимание каждому.



krupenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter