«Допинг» для экспортера

Продавать белорусскую технику заграницу станет проще

Глава государства подписал Указ № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь». Теперь отечественные производители смогут более активно использовать лизинговые схемы для реализации своей продукции на экспорт. Эксперты утверждают: новая мера фактически станет альтернативой прямому субсидированию поставок и серьезно поможет в вопросе разгрузки складов.

В 2007 году объем белорусского экспортного лизинга составил лишь 480 млн. белорусских рублей, в минувшем году – немногим больше. О планах государства более рационально использовать эту финансовую схему при реализации продукции на экспорт говорилось давно. Даже когда не было проблем с реализацией на внешних рынках, серьезно рассматривался вопрос продвижения белорусских тракторов и седельных тягачей с помощью лизинга в соседних государствах. В 2008 году спрос на белорусскую технику стал сокращаться из-за насыщения предложений в России — на компенсацию процентов для лизинговых компаний планировалось изыскать в бюджете 200 млрд. рублей. Однако кризис потребовал более детального рассмотрения проблемы. Проекты указа главы государства минимум трижды возвращались на доработку. Однако теперь планируемый объем инвестиций в капитал специальной лизинговой компании, которая будет оказывать финансовые услуги российским покупателям белорусской техники, увеличен в два раза – он составляет почти 400 млрд. рублей. Ожидается, что созданная на базе ОАО «Промагролизинг» компания будет помогать предприятиям отрасли машиностроения продавать продукцию за рубеж на льготных условиях, а также финансировать поставки импортного оборудования и технологий для белорусских предприятий.

Практика, когда государство предоставлением преференций и льготных кредитов для лизинговых компаний стимулирует сбыт продукции собственных производителей, не нова. Многие страны идут этим путем. Например, в России созданы десятки крупных лизинговых компаний с фондами в несколько миллиардов долларов для поддержки тех или иных отраслей экономики. Еще одним направлением работы указа должен стать инвестиционный лизинг, то есть финансирование поставок импортного оборудования и технологий для белорусских предприятий. При этом процентные ставки должны быть ниже рыночных.

Кстати, указ может послужить серьезным подспорьем и для существенно сдавшей свои позиции лизинговой отрасли финансового рынка. Как рассказывает председатель Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько, настроения, которые сегодня витают в этой сфере, иначе как пессимистическими не назовешь. Мировой финансовый кризис белорусский лизинг зацепил с существенной отсрочкой – первые неприятности компании стали испытывать только в начале этого года, в то время как, к примеру, российский рынок уже с сентября 2008 года почувствовал резкое сокращение количества сделок, связанное с сокращением финансирования со стороны банков. В Беларуси же вплоть до января 2009 года банки относились к лизинговым операторам с определенной долей доверия, затем — как отрезало. Причем в числе отказчиков фигурируют не только структуры, которые сами занимаются лизинговыми сделками, но и кредитные учреждения, сфера интересов которых напрямую не касается лизинговых операций. «Доходит до забавных казусов: компании, в названии которых фигурирует слово «лизинг», сегодня стали персонами нон грата. Им откажут в получении кредита, даже если деньги эти планируется пустить не на цели, связанные с лизингом. Конечно, для банков это в итоге заканчивается потерей клиента, но что поделаешь…» — сокрушается Александр Цыбулько.

Минувший год для лизинга оказался рекордным и по количеству совершенных сделок, и по денежным оборотам – в общей сложности рынок показал рост в 71 %. В 2009 году он, по прогнозам, ужмется наполовину. Даже то обстоятельство, что некоторые лизингодатели сообщают о росте своего бизнеса в текущем году, погоды в отрасли не сделает. Как рассказывают в Белорусском союзе лизингодателей, большинство лизинговых операторов свернули свою активность на рынке и сегодня функционируют за счет сбора премий по старым контрактам. С другой стороны, отдельные операторы, наоборот, увеличивают свою активность, утверждая, что раз кризис не удалось встретить во всеоружии, так хотя бы его последствия можно сделать менее катастрофичными.

Создание лизинговой компании рассматривается как эффективная антикризисная мера по увеличению экспорта продукции машиностроения. Особенно учитывая сложности переговоров о введении для российских покупателей преференций для закупки белорусской техники. Тем более что Беларуси так и не удалось решить вопрос о возможности получения через «Россельхозбанк» льготных кредитов, которые субсидирует российское правительство. Теперь стороны ведут переговоры со «Сбербанком» о предоставлении российским покупателям белорусской техники льготных кредитов с обслуживанием 2/3 от процентной ставки за счет белорусского бюджета. Специалисты уверяют: развитие в стране экспортного лизинга заметно ускорит процесс предоставления кредитных преференций для российских покупателей. Значит, продавать белорусскую технику станет проще.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter