«Допинг» для экспортера

Лизинг стимулирует поставки товаров на внешние рынки

Лизинг стимулирует поставки товаров на внешние рынки

Экспортный лизинг сложно назвать исключительно белорусским ноу-хау, но наша страна внедрила в действие этот механизм первой среди государств СНГ. Ведь спрос на оборудование и технику на международных рынках только начал восстанавливаться, а белорусские производители вполне могут использовать весьма интересный и удобный инструмент для стимулирования продаж своей продукции. Ходить в новой «обувке», может, и не так удобно, но делать это можно гораздо быстрее, чем конкуренты. В Минэкономики подсчитали: в нынешнем году на условиях международного лизинга Беларусь экспортирует на внешние рынки продукции на сумму не менее $ 400 млн.

По мировым стандартам сделки международного лизинга — весьма распространенный механизм продаж оборудования и техники, производимых предприятиями страны-лизингодателя. Было замечено, что эта схема реализации продукции является довольно действенной, причем выигравших в данном случае много. Производители довольны, что сделка практически полностью может быть профинансирована посредством лизинговой операции. Преимущество для лизингополучателя – в возможности привлечь из-за рубежа финансирование под более низкие проценты, чем на родине, а это отражается на стоимости всей сделки.

Первые в истории сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х годах прошлого века. Позднее к этому опыту прибегли фирмы из Великобритании, в последнее время практика широко распространилась в Азии. Но на территории Восточной Европы Беларусь пока считается единственной страной, где была опробована эта схема, однако к опыту белорусов уже с интересом присматриваются российские и украинские коллеги. Как рассказывает глава компании «Промагролизинг» Павел Крупнов, войти на рынок в тот момент, когда мировой экономический кризис достиг своего апогея, было верным решением. «Спрос на внешних рынках сегодня возвращается на круги своя, но основная специфика оживления заключается в том, что потребности бизнеса не всегда подкреплены финансами. Потенциальных покупателей, как и раньше, сдерживает отсутствие живых денег. Поэтому в ближайшие несколько лет «чистых» покупок будет не очень много, основной вал сделок будет осуществляться на условиях лизинга», — поясняет Крупнов.

Белорусскому экспортному лизингу нет и полугода – в конце 2009-го вышел Указ № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь», предусматривающий ряд мер по созданию условий для развития этого направления финансовых услуг. В декабре 2009-го компания «Промагролизинг» начала работать над продвижением белорусского экспорта в соседние страны — Россию, Украину, Чехию. Уставный фонд компании был увеличен на Br 400 млрд., сейчас принимается решение о его повышении до Br 1 трлн. Как уверяет замминистра экономики Анатолий Филонов, схема экспортного лизинга оказалась достаточно действенной. «В 2010 году исходя из достигнутых договоренностей и заключенных контрактов на условиях международного лизинга в Россию, Казахстан, Украину и страны ЕС планируется поставить продукцию белорусских производителей на RUR 940 млн., 15 млн. евро и Br 528 млрд. Кроме того, проводится анализ рынков сбыта и прорабатывается вопрос создания дочерних предприятий в целях наращивания экспорта и инвестиционного лизинга», — поясняет представитель Минэкономики. Как рассказывает Павел Крупнов, с декабря 2009 года в Россию по схемам экспортного лизинга было отгружено техники производства ОАО «Белкоммунмаш» на сумму RUR 57,2 млн., ОАО «БелАЗ» — на RUR 61,4 млн. и Минского автозавода — на RUR 901 тыс. «На $ 105 тыс. поставили белорусских тракторов в Украину, на 169,7 тыс. евро — в Чехию. В эту же страну была отправлена техника производства РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» на сумму 43,5 тыс. евро. Впрочем, это только начало – в настоящий момент в стадии завершения переговоров и заключения находится 11 договоров лизинга на 2149 единиц техники на общую сумму более Br 305,1 млрд. В перспективе – наладить сотрудничество с рынками Средней Азии, Южной Америки и Южной Африки. Уже сейчас на условиях международного лизинга планируются поставки карьерной техники производства ОАО «БелАЗ» ориентировочной стоимостью до $ 10 млн в ЮАР», — говорит Павел Крупнов.

Между тем специалисты утверждают: схема экспортного лизинга, которую сегодня лизингодатели обкатывают на соседних рынках, не безупречна. Как рассказывает председатель ООО «Белорусский союз лизингодателей» (БСЛ) Александр Цыбулько, в российском направлении белорусские компании столкнулись с проблемой регистрации объектов лизинга. «Сегодня в этой стране действует положение о регистрации автотранспорта и техники, согласно которому все машины, произведенные в Беларуси, в обязательном порядке должны проходить растаможку, несмотря на то, что у нас строится Союзное государство», — говорит руководитель БСЛ. Однако вопрос решается – на последней коллегии Таможенного союза белорусскому Минпрому было поручено разработать образцы паспорта транспортного средства, аналогичные российским. Вместе с тем в БСЛ признают: отечественным лизинговым компаниям работать все сложнее из-за конкуренции, которая развернулась на соседних рынках между белорусскими и местными производителями. «Сейчас все соседние страны стараются поддерживать свои предприятия, и лизингодателям предлагать еще более выгодные условия, чем уже созданы местным компаниям, достаточно сложно», — считает Александр Цыбулько.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter