Донбасс испытывают на прочность

Командир батальона донбасских ополченцев Михаил Толстых, известный по прозвищу Гиви, убит. На фоне недавнего обострения в Авдеевке, когда погибли десятки военных с обеих сторон, — вроде и рядовая потеря... Но в том–то и дело, в Донбассе уже давно идет другая, параллельная, война, когда из строя один за другим выбывают известные командиры. Знаменитого Моторолу взорвали минувшей осенью в лифте собственного дома. С его другом Гиви, который, говорят, ходил по городу с самой лучшей охраной, обошлись еще круче. По штабу его подразделения был выпущен заряд реактивного пехотного огнемета «Шмель». Тот факт, что Гиви взорвали на собственной базе, уже вызвал прямо противоположные версии покушения: или действия украинской диверсионно–разведывательной группы, или кого–то из своих.

Фото ТАСС

После обострения в Авдеевке стала вырисовываться опасность дальнейшей эскалации в Донбассе. И международное сообщество пока не знает, как на это реагировать...

Александр Хуг, первый заместитель главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине, выразил озабоченность скоплением тяжелой артиллерии и войск в «серой зоне» — нейтральной территории между противоборствующими сторонами. Он предупредил, что соглашения о прекращении огня на местах могут подтолкнуть обе стороны, включая Украину, к созданию «новых реалий» на территории, чтобы потом вести переговоры с более сильных позиций.

Пресс–секретарь Президента России Дмитрий Песков назвал убийство Михаила Толстых попыткой дестабилизировать ситуацию в Донбассе. Он предупредил, что в Кремле надеются на «достаточный запас прочности, и тем, кто стоит за такими убийствами, не удастся привести к дальнейшей эскалации».

Таким образом, прозвучал ясный сигнал, что не следует поддаваться на провокации и тем более не надо предпринимать никаких активных действий.

Донбасс стоит сегодня на серьезной геополитической развилке.

На проходившем за закрытыми дверями заседании в Брюсселе британский министр иностранных дел Джонсон призвал коллег в ЕС не поддаваться тому, что он назвал «украинской усталостью». Кто следит за перипетиями, понимает, откуда проистекает подобная усталость европейских лидеров.

Сами они не в состоянии ни тянуть, ни бросить «украинский кейс», а надежда на главного союзника тает на глазах. Президент США Дональд Трамп заявил, что хочет разобраться в ситуации в зоне АТО, поскольку не может точно сказать, на кого ориентируются местные военные группировки. В Киеве с большой тревогой восприняли слова Трампа, что якобы «никто не может сказать точно», с кем воюет украинская армия. А вот российский министр иностранных дел Сергей Лавров позитивно расценивает желание Дональда Трампа «во всем разобраться в Украине».

В целом, надо заметить, Трамп продемонстрировал интересное отношение к силам в Донбассе, воевать с которыми украинских солдат учат, в частности, и американские военные...

И вот еще один пример разрыва дипломатического шаблона.

В Киеве «на ковер» вызвали посла Германии Эрнста Райхеля, который, в частности, допустил, что выборы в Донбассе могут состояться и в присутствии там войск.

В этом интервью было много и других новых предложений, в которых немецкий посол прямо намекал Киеву, что не надо железобетонно упираться только в свои позиции. Райхель сказал, что Украина не может на сто процентов отстоять свои интересы, поскольку надо договариваться о порядке действий.

Немецкий посол позволил себе даже такую аналогию — «двое бизнесменов заключают договор купли–продажи. И обмен услугами по этому договору происходит почти одновременно». Business as usual?

Украинские политики буквально заклинают Запад, что после Авдеевки с Россией невозможно вести «бизнес как обычно» — Business as usual — но, похоже, именно зловещий дух последнего обострения подталкивает к прагматичному подходу. На данный момент существует три предварительных плана «дорожной карты» выполнения минских соглашений — украинский, российский, и немецко–французский. Немецко–французская версия лежит примерно посредине между российской и украинской, сообщил посол Райхель. И добавил, что военный путь решения проблемы Донбасса невозможен.

Во время телефонного разговора с президентом Петром Порошенко Трамп сказал, что намерен работать с Украиной, Россией и всеми заинтересованными сторонами, чтобы помочь им восстановить мир вдоль границы.

А Берлин напомнил, что минский процесс — это дипломатический подход, когда что–то дается и что–то получается взамен. И сторонам надо напряженно работать, чтобы получить желаемый результат. Мы в Минске готовы и далее этому содействовать.

romanova@sb.by

P.S. Берлин анонсировал переговоры глав МИД в формате «нормандской четверки», посвященные перемирию в Донбассе, 16 — 17 февраля в Бонне. Уполномоченный правительства ФРГ по сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер сказал, что «перезапуск политического процесса» особенно актуален в контексте нынешней эскалации насилия на востоке Украины и «нехватки политической воли для выполнения мирных договоренностей».

Советская Белоруссия № 27 (25162). Четверг, 9 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter