Кто должен отвечать за «коммуналку»?

Дому нужен хозяин

О перспективах жилищной политики мы побеседовали с заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Леонидом Ковалевичем.

— Приватизация завершается. Это закат целой эпохи. Как мы будем дальше выстраивать жилищную политику?

— Хочу подчеркнуть, что, как бы то ни было, социальный аспект в приоритете. Например, для многодетных семей и военнослужащих планируется снизить период получения жилья до 3 лет. На мой взгляд, больше квартир мы должны строить для детей-сирот.

В прошлом году на человека у нас приходилось 26,36 квадратных метра. К 2020 году планируется выйти  на 27,3. Также ставка делается на индивидуальное строительство (дома усадебного типа) — в общем объеме ввода в эксплуатацию жилых домов к 2020 году на них должно приходиться не менее 40 процентов. Что касается финансирования жилищного строительства в целом, то доля внебюджетных источников должна быть не менее 80 процентов.  

— Но свой угол — это сегодня недешевое удовольствие. Коммерческие кредиты в банках дорогие. А ипотека, стройсбережения не работают. Почему?

— Это вопрос общего состояния экономики. Основное препятствие — уровень инфляции. Она снижается, но пока не настолько, чтобы банки охотно пошли на выдачу таких долгосрочных кредитов, а граждане были готовы взять на себя обязательства или делать сбережения на десятки лет. Вообще, мировая практика такова: и ипотека, и стройсбережения будут развиваться, если стоимость 1 квадратного метра жилья соответствует уровню средней заработной платы в стране. Нам же пока рано говорить об этом. 

— Выход для тех, кто не может купить квартиру — аренда. В Польше для строительства арендных домов разработали госпрограмму.  Как у нас развивается это направление?

— У нас тоже разработана госпрограмма, активно строить арендное жилье мы начали пару лет назад. Сейчас этот процесс несколько замедлился — вопрос упирается в финансирование. Но направление это очень важное, и оно будет развиваться. Арендные, или, как их раньше называли, доходные дома позволяют решать сразу несколько задач. Прежде всего сбивают ценовой накал в больших городах на съемные квадратные метры и в то же время не привязывают человека к месту. Сейчас на рынке труда важно быть мобильным: нужно искать дом ближе к работе, а не работу ближе к дому. 

— Приватизация идет почти четверть века, мы становимся собственниками, но быть хозяевами так и не научились. По-прежнему за “коммуналку” отвечает большей частью государство, а хозяева квадратных метров разве что удивляются “тяжелеющим” жировкам. 

— Ситуация действительно парадоксальная: практически весь жилфонд страны находится в частных руках (приватизировано около 93 процентов жилья), система же управления им пока до конца не разработана. Упирается все в то, что люди хотят быть собственниками квартиры, но не хотят быть собственниками общего имущества. Отчасти  эта дилемма не разрешена, потому что риски от владения имуществом у нас по-прежнему лежат не на собственнике, а на государстве, что, к слову, накладывает огромную нагрузку на бюджет. И какой бы механизм функционирования ЖКХ мы ни взяли за основу, пока собственники не будут управлять этим процессом и контролировать его, эффекта не увидим.

— Если государство уйдет с рынка коммунальных услуг и править бал будут частные компании, это приведет к положительным результатам?

— Думаю, это не панацея. Возьмется ли частник за убыточную работу, которой сегодня занимаются службы ЖКХ? Те же бани. При себестоимости помывки 120—140 тысяч рублей цена билета — 20—30 тысяч. Говорить о привлечении частников, думаю, будет уместно, когда мы выйдем на полное возмещение стоимости коммунальных услуг населением. Еще одна тревожная тенденция — сегодня частники приходят в ЖКХ, но берут на обслуживание, как правило, лишь новые дома, издержки на содержание которых куда меньше, чем у других. 

А когда дом становится проблемным, от его обслуживания отказываются.

— По какому пути тогда нам следует идти?

— В первую очередь нужно избавляться от нашего потребительского подхода в духе “мне все должны” и учиться быть настоящими хозяевами. На мой взгляд, нам может быть полезен опыт Германии, где за совместное домовладение отвечают сами владельцы квартир. Приведу пример: раздельный сбор мусора. Использовал контейнер не по назначению — штраф до 1000 евро, причем на весь дом. То есть ответственность не на управляющей или сервисной компании, а на жильцах. Поэтому они следят за порядком. Мы тоже должны к этому прийти.

Кстати

С 1 июля заканчивается прием заявок на приватизацию. Сейчас подать документы можно в будние и выходные дни до 20.00, а в последнюю неделю месяца, с 27 по 30 июня включительно, с 6.00 до 24.00. После подачи заявления в течение месяца должно быть принято положительное или отрицательное решение, в первом случае в течение года гражданину необходимо выплатить не менее 10% от стоимости квартиры и оформить договор купли-продажи. Неприватизированные квартиры будут переведены в разряд коммерческих, плата за них будет включена в жировку с 1 июля. 

Это актуально и для тех, кто успел подать заявление, но не уплатил первоначальный взнос и не оформил право собственности — пока не будет свидетельства о госрегистрации, квартира будет в разряде арендного жилья.

Блицопрос

Что лучше: своя квартира или съемная?


Об этом гомельчан спросил корреспондент “НГ” Станислав Галковский.

Александр Гапон, актер:

— В силу профессии я постоянно в разъездах. Поэтому собственное жилье на данный момент для меня не актуально. Скорее, съемная квартира или гостиница на время работы. Жизнь такая яркая и разнообразная, что скучно привязываться к одному месту. Нет времени  переклеивать обои. Хотя, наверное, каждый мечтает об уютном гнездышке. 

Татьяна Соловьева, специалист по туризму:

— Собственное жилье иметь важно. Это своего рода подушка безопасности. С одной стороны, его всегда можно сдать в аренду и жить там, где пожелаешь. Сколько москвичей так делают, проводя время на Гоа. С другой — мой дом  — это моя крепость. Всегда приятно приходить в те стены, которые тебя ждут, быть хозяином своего жилища.

Сергей Крыж, врач анестезиолог-реаниматолог:

— Например, в ЕС или США другой менталитет. Там легко относятся к съемному жилью. Главное работа. Хорошая работа — хорошая зарплата — хорошее жилье. Если работа плохая, та же шкала в обратном направлении. 

У нас институт арендного жилья не развит. Главная ценность — своя квартира. Для большинства людей 60 собственных квадратов — мечта жизни. Помните, был подход: там хорошая работа, где квартиру можно получить. Он и остался. Квартирный вопрос все так же актуален. Хотя работа должна быть на первом месте.

gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter