Производители из ЕС возвращаются домой. Из Китая и других стран Азии

Домой!

Производители из ЕС возвращаются домой. Из Китая и других стран Азии.
Иногда они возвращаются. Но если раньше это было действительно “иногда” — редкое и исключительное явление, то сейчас происходит все чаще. Еще не массово, но уже регулярно. Настолько, что позволяет говорить о тенденции: производители из ЕС возвращаются домой. Из Китая и других стран Азии.

Первыми тренд задали Соединенные Штаты, которые несколько лет назад призывали активнее возвращать производства на родину, а в качестве аргументов приводили высокий уровень безработицы (что позволяет жестче торговаться с профсоюзами о зарплатах) и снижение цен на энергоносители (благодаря той самой сланцевой революции, которую страны ОПЕК во главе с Саудовской Аравией сейчас надеются задушить низкими ценами, что по идее должно сделать такую добычу экономически нерентабельной, ну а если по ходу еще и достанется российской экономике, так, считают, тоже неплохо). Понятно, что все эти призывы не были бы услышаны, если бы не менялась ситуация в самом Китае и других азиатских странах, которые до недавнего времени считались дешевыми производителями. Специалисты знают: Китай перестал быть тем супердешевым производителем, которым был еще лет 10—15 назад. За последние 10 лет зарплаты выросли там на 364% (!), и сегодня себестоимость производства в Китае всего на 4% ниже, чем, например, в США (10 лет назад эта разница составляла 14%). Владельцы китайских предприятий, чтобы не потерять давних и выгодных заказчиков, переносят свои фабрики на юг — во Вьетнам, Камбоджу, Бангладеш и далее по списку. Многих производителей из ЕС, привыкших работать с китайцами, это устраивает, но многие ищут новые пути. Которые оказываются старыми: вернуться на родину.

Как показало проведенное в ноябре компанией PricewaterhouseCoopers исследование, из 384 опрошенных европейских компаний нефинансового сектора почти 60% перенесли в ЕС часть своих операций, в основном производственных. В противоположном направлении — из Евросоюза — двигались 55% компаний, так что возвращение массовым явлением еще не стало, но тренд уже налицо. Больше других ему подвержены предприятия из Италии, Испании, Ирландии и Германии.

Итальянцы, например, говорят, что возвращение в нынешних условиях — это стратегия не только развития, но и экономического выживания. На Италию приходится пятая часть всех возвращений производств с 2007 года. Среди самых активных “возвращенцев” — модная индустрия. Специалисты говорят, что китайские производства “заточены” под большие партии товаров, а для моды нужно совсем иное: небольшие партии, но качественно и очень быстро. Китай далеко, транспортная составляющая (пусть даже отлично налаженная) отнимает не только деньги, но и время, столь важное для модниц, готовых платить дороже, но чтобы прямо здесь и немедленно. Качество тоже остается вопросом для многих производств: чтобы его гарантировать (это вполне возможно), на фабриках в Китае приходится держать европейских специалистов и доплачивать им за не лучшие условия работы. Дистанционное управление предприятиями тоже требует больших усилий. В условиях постоянно снижающегося спроса это становится невыгодным. Да, себестоимость производства модной сумки в Италии все еще почти на треть выше, чем в Китае, но разница частично компенсируется стоимостью доставки, но самое главное — маркой: за “Сделано в Италии” модницы готовы платить больше, чем за “Сделано в Китае”. Вот такой психологический нюанс.

Сегодня зарплата работников итальянской фабрики в пять раз выше, чем китайской. Ого? Конечно. Но в 2008 году разница была в 16 раз. А менеджеры высшего звена в Италии и Китае уже получают одинаковые зарплаты. К тому же ЕС полон безработных, снижающих свои планки. В Испании, например, профсоюзы согласились на нерегулярные рабочие часы и замораживание зарплат. В результате компании “Форд” и “Пежо Ситроен” открыли в стране новые производственные линии.

Политика возвращения коснулась не только проблемных стран еврозоны, но и тех, которые проходят кризис относительно спокойно — например, Германии, в которую производства возвращают некоторые средние предприятия, выпускающие продукцию высокого класса. И снова речь о марке “Сделано в ЕС”. У меня есть живущие много лет в Китае друзья, которые, приезжая в страны Евросоюза, категорически отказываются покупать любую мелочь (включая сувениры), если там написано “Сделано в Китае”.
Производители из ЕС четко уловили этот тренд.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter