Домой, на работу

Сегодня фрилансер — внештатный сотрудник, который в комфортное для себя время выполняет заказы для разных компаний...

В Средневековье фрилансерами называли наемных солдат, готовых воевать на стороне любого, кто больше заплатит. Время феодальных междоусобиц прошло, а профессия осталась. Сегодня фрилансер — внештатный сотрудник, который в комфортное для себя время выполняет заказы для разных компаний. Быть свободным художником удобно: никаких начальников, работаешь где хочешь (дома, в кафе, на улице) и сколько хочешь. Находишь объявление о подработке, выполняешь задание и получаешь деньги на свою карточку или лично в руки. Но так ли легок хлеб фрилансера, как кажется со стороны?


Свободные художники


Имя первого внештатника история, к сожалению, умалчивает. Сегодня фрилансерством занимаются представители разных профессий: программисты, переводчики, дизайнеры, художники–иллюстраторы,  журналисты, копирайтеры, фотографы. Заказчиков находят чаще всего через интернет: размещают объявление и ждут, пока кто–нибудь позвонит или напишет на электронный ящик. Работают внештатниками, кстати, люди разных возрастов: от школьников до пенсионеров.


К примеру, на одном из форумов дама из Минска под ником teacher рассказывает свою историю. «Проработала в школе больше 30 лет учителем английского языка. Когда вышла на пенсию, поняла, что нужно чем–то заниматься. Как–то увидела объявление в интернете о поиске специалистов для переводов текстов, прошла тест, меня пригласили на работу. Правда, иногда наваливается депрессия, когда несколько дней подряд выполняешь заказ не выходя из дому».


Поэтому некоторые внештатники предпочитают работать вне стен своей квартиры. Встретить их можно, например, в Национальной библиотеке. Говорят, что такой «офис» вполне устраивает: платный интернет, розетки для ноутбука, рядом кафе и бар.


Некоторые фрилансеры перебрались в коворкинг–центр (англ. co–working — совместно работающие), который в начале года открылся в Минске. В просторном помещении, где компактно расставлены столы, внештатники самостоятельно арендуют рабочее место за 150 долларов в месяц. За эту сумму им предлагают стол, стул, настольную лампу и доступ в интернет. Программист Виталий Трахтенберг, к примеру, фрилансерством занимается уже два года. Он создает и продвигает сайты. В коворкинг–центр перебрался сразу же после его открытия.


— Сначала работал на дому, но было сложно заставить себя что–то делать, постоянно отвлекали родные, — рассказывает Виталий. — А тут начинать трудовой день можно, когда хочешь, ведь офис открыт круглосуточно.


В коворкинг–центре из 12 рабочих мест пустует только три. Занимаются здесь в основном специалисты IT–сферы. Только Ирина Шавель создает открытки ручной работы.


Однако далеко не у каждого внештатника есть 150 долларов на аренду, ведь доход у них непостоянный. Но для этого и существует школа фриланса, где учат главному: находить заказчиков, которые заплатят приличные деньги за труд.


— Это только со стороны кажется, что быть свободным художником легко, — убежден Алексей Дружинин, руководитель школы. — Далеко не каждый сможет грамотно распределить свое время, найти работу, в срок ее выполнить. Для этого мы и проводим семинары и занятия.


Выйти из тени


Еще одна проблема внештатников: их заработок не всегда законен. Сейчас на форумах в интернете активно обсуждается новость: программисту–фрилансеру налоговые службы выписали штраф. Парень зарабатывал на жизнь созданием сайтов для компаний. Заказов хватало, деньги на электронный кошелек поступали регулярно. Но однажды лавочку пришлось свернуть.


«По электронной почте пришло сообщение от заказчика, — пишет в своем блоге Александр. — Меня просили создать сайт для развивающейся фирмы. Обсудив детали на встрече в кафе, я получил предоплату. После этого мои заказчики представились сотрудниками налоговой инспекции, составили протокол и выписали штраф».


Эта новость вызвала беспокойство среди фрилансеров. Многие так зарабатывали не один год и наивно полагали, что налоговики до интернета не доберутся.


— Наши сотрудники регулярно просматривают в сети объявления о поиске работы, — рассказывает пресс–секретарь инспекции Министерства по налогам и сборам по Минску Алексей Шатоха. — На некоторых сайтах фрилансеры размещают свои резюме с примерами работ. Звоним специалисту, договариваемся о встрече. Дальше — дело техники.


Так вышли и на программиста Александра, которого обвинили в незаконном предпринимательстве. Парень не стал отрицать свою вину.


— Для нас нет принципиальной разницы, каким образом получен доход. Главное, чтобы все было законно, — утверждает Михаил Рассолько, заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам. — При налогообложении важно отразить все полученные деньги в декларации. Многие фрилансеры работают на зарубежные фирмы и думают, что в налоговой службе не узнают об их заработке. Но это не так. Мы не скрываем, что все банки и почтовые отделения предоставляют налоговым органам сведения о средствах, полученных гражданами из–за границы.


Чтобы у налоговиков не возникло вопросов, фрилансеру нужно зарегистрироваться ИП: прийти в городскую администрацию, написать заявление, заплатить государственную пошлину, принести паспорт и фотографию. В течение дня просьбу рассмотрят. Если же этого не сделать, то «нелегала» могут привлечь к административной ответственности: у него конфискуют заработанные деньги и выпишут штраф (до 100 базовых величин).


Почему же фрилансеры не спешат выходить из тени? Говорят, что заработок у них непостоянный. Сегодня, к примеру, может быть несколько заказов, а всю следующую неделю — ни одного. Поэтому регистрироваться ИП невыгодно. Но даже в таком случае есть выход. За своего временного работника может заплатить налоги работодатель. Сделать это несложно: заключить договор подряда, договориться о сумме оплаты. Так поступают крупные компании. Небольшие фирмы часто расплачиваются за услуги деньгами «в конверте».


***


Стать свободным художником несложно. Однако зарабатывать фрилансерством на жизнь удается далеко не каждому. Нужно не только быть профи в своем деле, но и уметь находить заказчиков, что получается не у всех. А на прежнюю работу вряд ли обратно возьмут. Кому нужен сотрудник–«бегун».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter