Пик потребления нефти может произойти в 2025 году

Доминанты и недра

Специалисты нефтяной компании Shell предсказывают: пик потребления нефти может произойти совсем скоро — в 2025 году. И после этого ее потребление по всему миру начнет снижаться, а на замену придет энергия из возобновляемых источников. Технологии для этого совершенствуются каждый день, и есть уже места, где энергию солнца получают круглосуточно. Да, вы не ослышались: даже ночью.


В 1914 году первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль (тот самый, который потом стал премьер-министром) перевел британский флот с уэльского угля на импортную нефть. История намекает: с этого и началась мировая борьба за углеводороды. Для того чтобы гарантировать бесперебойные поставки нефти своему флоту, правительство Великобритании за 2 млн фунтов приобрело контрольный пакет акций англо-персидской нефтяной компании (которая впоследствии стала всем хорошо известной ВР). Кстати, вскоре начавшая­ся Первая мировая война способствовала стремительному росту компании: за 1912 — 1918 годы добыча нефти в Персии выросла в 10 раз. С того самого времени борьба за источники углеводородов в мире стала политической и военной доминантой. Что будет, если тренд на использование возобновляемых источников энергии станет доминирующим и человечество станет потреблять меньше нефти? Наступит ли мир во всем мире?

Вряд ли. На самом деле это будет потрясение даже для стран, богатых нефтью. Некоторые из них (например, Норвегия) к такому сценарию готовятся, некоторые (например, Россия) категорически не готовы. Падение мирового спроса на нефть означает не только то, что Ормузский пролив, через который проходит большая часть танкеров и который Иран может перекрыть, если этого захочет, станет свободнее. Это означает еще и рост безработицы в нефтедобывающих странах, и снижение экономических показателей, а с ними придет падение уровня жизни, а с ним может прийти недовольство правительством, которое к такому развитию ситуации не подготовилось, а потом, глядишь, недовольные выйдут на улицы. А когда недовольные выходят на улицы, всякое может случиться. Вывод?

Странам, чья экономика зависит от добычи нефти (а это не одна только Россия), нужно готовиться к концу углеводородной эпохи и искать новые источники роста. Странам, нефть покупающим, — развивать новые источники энергии.

Есть, конечно, в этой экологичной на первый взгляд тенденции свой минус. Во-первых, не так она экологична, как хочется. Утилизация использованных аккумуляторных батарей пока наносит окружающей среде ущерб едва ли не больший, чем добыча углеводородов. Во-вторых, если закончатся войны за нефть (трудно поверить, но вдруг и правда?), могут ведь начаться войны за другие ресурсы. Для тех самых батарей, скорую зависимость от которых нам предрекают эксперты, нужны кадмий и литий. А эти металлы еще более редкие, чем нефть. Самые большие разведанные запасы кобальта знаете где? В Демократической Республике Конго — стране очень бедной и плохо управляемой.

Вывод? Пока неутешительный: люди, компании и страны продолжат воевать за энергоресурсы. Даже если это будет уже не нефть. Мне, кстати, очень хочется ошибаться.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter