Домик “временного нахождения”

Я живу в частном доме, но недалеко от меня уже вовсю идет большая городская стройка. Прекрасно знаю, что в строительных городках, которые оборудованы для строителей, иногда случаются пожары: загораются бытовки. Например, слышал, что такой ужасный случай произошел на прошлой неделе в российском Южно-Сахалинске. Там в бытовке сгорели два строителя. И, как говорят в новостях, спасатели считают, что пострадавшие ночевали в бытовке и для обогрева использовали самодельные обогреватели. А как с этим обстоят дела у нас? Не хотелось бы однажды увидеть недалеко от собственного дома такой “строительный” пожар.Евгений Максимович, Минский район

Строят у нас много и круглый год, поэтому строительные городки для рабочих на объектах не пустуют никогда, ведь там стоят Строительные бытовки, а значит можно и жить. Только зимой они становятся не просто дневным “офисом”, где строители могут переодеться и пообедать, а превращаются в места потенциальной пожарной опасности. Результаты бывают самыми плачевными. Именно поэтому спасатели взяли за правило проверять строительные бытовки рейдовым способом: приезжать на стройплощадку без предупреждения и в самое “неподходящее” время — ближе к концу дня, когда потенциальные нарушители расслабляются и уже не ждут гостей “в зеленом”. Корреспондент “НГ” съездила с пожарными в один из таких рейдов.
Не ждали...
Наша первая остановка с главным специалистом нормативно-технического отдела Минского областного управления МЧС Андреем Козловым пришлась на поселок Боровляны в пристоличном районе. То ли строители во главе с прорабом оказались хорошо информированы о месячнике пожарной безопасности, то ли просто решили пораньше закончить рабочий день, но уже в три часа дня стройплощадка пустовала. Одиноко прогуливавшийся по территории рабочий на просьбу открыть бытовку искренне округлил глаза:
— Ребята, какие ключи? Нет у меня ничего. Я вообще из Молодечно. Каждый день приезжаю сюда на работу, а вечером уезжаю обратно.
Но поверить работяге помешал тот факт, что обут он в это время был в... домашние тапочки. Спасатели кивнули, но про себя решили вернуться на стройплощадку с уже другим рейдом — ночным.
— Бытовки, которые ставятся на строительной площадке для рабочих, никак не могут использоваться в качестве жилья, — прокомментировал Андрей Козлов. — Да, их подключают к электричеству, но, по сути, они остаются неотапливаемыми вагончиками. Однако кое-кто из строителей рискует ночевать в бытовках. Сейчас резко похолодало, поэтому для обогрева в ход идут и самодельные обогреватели-самокрутки, и наспех установленные печки-буржуйки. Все это чревато трагическим последствиями.
Строительная коллекция ЧП
Справедливости ради стоит отметить, что в нашей стране за последние несколько лет не было ни одного случая гибели строителей или рабочих на пожарах в бытовках. А вот в соседней России таких примеров наберется на хорошую профилактическую брошюру. У нас раньше тоже были такие трагические случаи — до того, как жесткие рейды приобрели массовость и постоянство. Например, спасатели столичной области хорошо помнят случай четырехлетней давности, когда в деревне Рогово Минского района сгорел строительный вагончик, а вместе с ним и находившийся внутри сторож. Уже потом в вагончике спасатели нашли печку-буржуйку, которая и стала причиной пожара. А в Смолевичах еще раньше в бытовке погибли сразу пятеро рабочих.
— Застраховаться от подобных случаев вполне можно. Плановая работа со строительными организациями ведется в течение всего года, — прокомментировала пресс-секретарь Минского областного управления МЧС Анастасия Клебан. — Но накануне зимы мы специально проводим месячник пожарной безопасности, чтобы акцентировать внимание на проблемах. Работники государственного пожарного надзора проверяют бытовки, подсобные и вспомогательные помещения на стройплощадках. Они обращают внимание на все, в том числе на нарушение рабочими элементарного противопожарного режима — курения в бытовках, наличия в них оставленных без присмотра обогревательных приборов. Как правило, в течение месячника около 150 бытовок опечатываются до приведения их в безопасное состояние.
Картинка из жизни
— Сюда мы точно заглянем, — указывает рукой в сторону довольно большой стройплощадки под Минском Андрей Козлов. Здесь строится целый жилой комплекс, поэтому и стройгородок из так называемых бытовок для строителей получился немаленьким.
Уж не знаю, кто удивился больше, спасатели или строители, но первое, что мы увидели, войдя на территорию бытового городка, была парочка рабочих, которые выходили из бытовки с сигаретами во рту. Естественно, пожарные пожелали тут же посетить вагончик: табачный запах здесь не удалось бы выветрить и за пару часов, а баночка с окурками довершала образ “неблагополучной” бытовки.
Вообще, за нарушение правил пожарной безопасности (а курение в бытовке как раз таковым и являемся) по нашему законодательству положен штраф: до 930 тысяч рублей с нарушителя или до 6 миллионов со строительной организации. Но спасатели говорят, что штраф — не главное, главное, чтобы урок был впрок. Кто знает, чем бы закончилось дело в этот раз, но посещение следующей бытовки дало неожиданный результат. Войдя в “прихожую”, мы застали на месте “преступления” мастера, который сосредоточенно крутил очередной самодельный обогреватель — едва ли не главную причину всех “бытовочных” пожаров.
Еще через пару вагончиков была обнаружена и хлипкая печка-буржуйка, которую вот-вот собирались растопить: дровишки были уже внутри, а сверху в нарушение всех правил зачем-то лежали скомканный газетный лист и промокшие рукавицы. Так что ни о каком смягченном варианте наказания здесь речь больше не шла. Несколько бытовок опечатали, а на руководство строительной организации решили наложить штраф. Жестоко? Может быть, но от этого в конечном счете зависит жизнь людей, считают спасатели. И еще раз напоминают о том, что последние пять-шесть лет количество строительных пожаров благодаря этому постоянно уменьшается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter