«Домик в деревне» — хорошо, но агрогородок — лучше

Рейд корреспондентов «СБ»

Форма должна соответствовать содержанию!

 

В агрогородках хорошо жить. А работать?


Жить в деревне и иметь городской комфорт. К 2010 году такую возможность получат жители 1.481 агрогородка. Обустроенный быт и достойные заработки — две главные задачи, которые должна решить Государственная программа возрождения и развития села. На ее реализацию тратятся солидные деньги: только из бюджета выделяется порядка 2,4 миллиарда долларов в год. Плюс инвестиции организаций и банков.


За три года в стране создано 666 агрогородков. Как изменилась жизнь сельчан? Стало ли комфортнее их жилье, содержательнее досуг, выше зарплата? И не оказались ли на задворках жители других деревень, не ставших агрогородками, где сегодня тоже строятся жилье и магазины, реконструируются фермы и мехдворы? Ситуацию изучали журналисты «СБ».


Каждый раз, когда проезжаю по трассе мимо деревень, ставших после обустройства агрогородками, любуюсь ими. Новые дома, покрашенные яркой краской, аккуратные заборы, асфальт там, где еще недавно были ямы. Плюс к этому — «облагороженные» на современный лад почта, отделение банка, магазин. Так, собственно, и должно быть. Агрогородки создавались для того, чтобы возродить село, вдохнуть жизнь в пустеющие с каждым годом деревушки. Другое дело, что одного комфорта для полноценной жизни сельчан, пожалуй, мало. Главным условием их благополучия является стабильно развивающееся производство, дающее заработок семьям, налоги — местному бюджету, а значит, и источники для создания того же самого комфорта. Однако с производством не все ладно и в агрогородках...


Расположенный в Дрибинском районе поселок Коровчино получил новый статус в прошлом году. Хотя современные коттеджи здесь появились не сегодня. После катастрофы на Чернобыльской АЭС их возвели для переселенцев из загрязненных районов. Строительство жилья продолжается и поныне.


...Въехав на деревенскую улицу, я засмотрелся на новенькие «теремки» и не заметил провала в асфальте, перегородившем проезжую часть, — этакий «лежащий полицейский» наоборот. В прошлом году в этом месте вели газ и воду. После работ траншею заасфальтировали, но через короткое время асфальт ощутимо просел. Вот в эту «дыру» я и влетел на своем автомобиле. Если разобраться, то жизнь сельчан напоминает это самое асфальтовое покрытие. Издалека смотришь — все гладко и красиво, а передвигаться приходится по кочкам да буеракам. Самая главная проблема, на которую жаловались местные жители, — отсутствие работы. Идти трудиться в сельскохозяйственное предприятие — бывший совхоз «Коровчино» — люди не горят желанием. Да и кто захочет работать от зари до зари, получая сущие крохи? Тамара Сыродоева, отработав месяц на ферме без выходных и проходных, получила... 160 тысяч рублей. Ушла.


Петр, с которым познакомился на улице, с гордостью признался, что является квалифицированным электриком 4–го разряда. Правда, его знания да умения в «Коровчино», судя по зарплате, не оценили. За один из месяцев он получил... 32 тысячи рублей, когда за квартиру надо было заплатить более 100 тысяч. Выход электрик нашел в... России. Петр, кстати, не единственный из поселка пришел к неутешительному выводу: раз с заработками дома худо, надо уезжать. Не в Россию, так в соседние районы. По официальной статистике, 83 жителя Коровчино трудятся за пределами Дрибинщины. Хотя, как признаются сами гастарбайтеры, получай они в хозяйстве тысяч 400 — 500, работали бы дома.


Лучший показатель уровня жизни — наличие или отсутствие покупателей у магазинного прилавка. Раиса Санталова — исполняющая обязанности заведующей местного сельмага — говорила мне, что торговля готова предложить людям любой товар, какой только покупатели пожелают. Но потребительского ажиотажа в этой торговой точке не наблюдается — не на что жителям покупать.


Где в Коровчино можно заработать, так это у местного фермера. Многие сельчане с восторгом рассказывали о зарплате, которую он платит, — полторы тысячи рублей в час. Я прикинул и удивился: не бог весть какие суммы — в месяц (при 8–часовой пятидневке) получается всего–то 240 тысяч рублей. Однако и такие деньги в Коровчино для многих предел мечтаний: по крайней мере, получив их, можно быть уверенным, что по жировкам рассчитаешься вовремя.


Чтобы хоть в какой–то степени поправить свое материальное положение, люди обращаются за адресной социальной помощью. Председатель Коровчинского сельсовета Владимир Даниленко рассказывал: желающих получить поддержку от государства — масса. Глядя на все это, молодежь из агрогородка старается уехать. Да и зачем оставаться? Чтобы получать мизерный заработок и ждать, когда, наконец, откроется давно обещанный Дом культуры?


И все же жители Коровчино надеются на перемены к лучшему. Их доведенное до ручки хозяйство недавно присоединили к передовому совхозу «Высокоборский». Его директор Петр Лагунов бодр и смотрит на незавидный «довесок» с оптимизмом: собирается развивать производство и поднимать «Коровчино» с колен. Говорит, в скором времени конкурс на рабочие вакансии в хозяйстве составит не менее пяти человек на место. Хорошо, одни устроятся, а что делать другим? Директор задумывается: неплохо бы, если бы в Коровчино появились новые предприятия. Тогда здесь точно началась бы другая жизнь. Только вот на создание рабочих мест, покупку оборудования нужны немалые деньги. Инвестора бы в этот агрогородок, способного решить главную проблему: обеспечить жителей работой.


Хорошо известно, что, чтобы развивать производство на селе, на Могилевщине делается многое. В прошлом году из областного бюджета на эти цели было выделено свыше полутора триллионов (!) рублей. Сумма гигантская. По идее, и отдача должна быть соответствующая. На деле получается картина куда менее благостная. Вместо реконструкции и технического перевооружения молочнотоварных ферм — с внедрением системы компьютерного учета, индивидуального кормления коров и в конечном итоге переходом на высокопроизводительные технологии — деньги тратятся на текущий ремонт животноводческих помещений. Это, к сожалению, происходит сплошь и рядом. Только ферм, где не выполнены запланированные на 2007 год работы, на Могилевщине насчитывается 36. В итоге хоть агрогородком, хоть городом такое хозяйство назови, легче его жителям от этого не станет. Любой в Коровчино это подтвердит.

 

"Пустые траты"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter