Домик в деревне

В то, что скоро в нашей стране появятся маленькие сельские гостиницы на 15 - 20 мест, а доходы от сдачи на лето отдельного глухого хутора могут составить до 1.
В то, что скоро в нашей стране появятся маленькие сельские гостиницы на 15 - 20 мест, а доходы от сдачи на лето отдельного глухого хутора могут составить до 1.000 долларов, поверить достаточно сложно. Валерия КЛИЦУНОВА, будучи ученым и бизнесменом по совместительству, кажется, в это верит. И чтобы свою веру в других вселить, взялась за организацию общественного объединения "Агро- и экотуризм". Следует заметить, что под общее знамя собрала вовсе не альтруистов, а людей, желающих заработать не совсем традиционным способом - не на бульбе, сале, молоке, а на... Впрочем, об этом Валерия расскажет сама.

А разговор наш состоялся в кулуарах первой конференции "Сельский туризм и возможности его развития в Беларуси", которая прошла в столичном офисе Национального туристического концерна "Белинтурист" и привлекла внимание многих высокопоставленных чиновников, депутатов парламента и даже зарубежных дипломатов.

- Валерия Анатольевна, хотя отдых в деревне или на даче - дело привычное и всем понятное, все же несколько слов о том, что такое "сельский туризм"?

- Не будем искать какое-то точное определение. В мире его попросту нет. Говорят "rural tourism" (сельский туризм) - и все. Да и не определение, согласитесь, столь важно. И организаторам отдыха за пределами города, и самим потребителям важно, чтобы все происходило как можно ближе к живой природе. Чтобы не было людных дорог, чтобы соседствовали вода и лес. А ко всему прочему, был еще и элементарный комфорт.

- Конечно, найдутся и те, кого устроит ночлег на сеновале и умывание ледяной водой из колодца...

- И чего же ждут от белорусского хутора странные туристы, готовые платить не за комфорт, а за неудобства?

- С точки зрения туристского продукта - это набор разнообразных услуг. От проживания в сельском доме, экотуров, приключенческих походов до непосредственного участия в жизни местного населения. Гости могут играть во что-либо, заниматься разными видами спорта, совершать конные и пешие маршруты, посещать сельские ярмарки, средневековые костюмированные праздники.

- Но это, пожалуй, все не про нас... Может быть, о диковинном агротуризме в Италии или Болгарии...

- Хорошо, давайте заглянем в соседнюю Литву. Я побывала во многих усадьбах, где прием гостей на отдых стал основным видом хозяйственной деятельности. Неподалеку от Паланги - усадьба Иоланты Шоблинскени, настоящий этнографический хутор. Попав туда, вы погружаетесь в атмосферу позапрошлого века: можете жить в избах с соответствующим убранством, мыться в бане по-черному. А детям будет предоставлена возможность знакомства с традиционными играми и забавами того времени. При этом здесь работает прекрасный ресторан, есть поляны для отдыха, пикников, водоем.

- Не знаю, как со старыми народными играми и детскими забавами XIX века в Литве нынешней, но в Беларуси, уверен, забыли о них не только в деревне, а, возможно, и на вузовских кафедрах белорусской культурологии. Что касается создания этнографической атмосферы времен ушедших, то, пожалуй, в Беларуси единственная усадьба "Дудутки" отвечает этим стандартам. Но там же - штат людей, туда были вложены огромные деньги, и только потом поехал турист, чтобы свежего сыра попробовать, медку с пасеки отведать, чтобы на лошадях покататься и прочие удовольствия получить.

- Но если говорить о приеме гостей в количестве 2 - 3 семей, то это не требует огромных капиталовложений. И строительство бани по-черному тоже не требует 5 или 10 тысяч долларов. Достаточно года-двух занятий агротуризмом... Да никто и не заставляет сразу заниматься этнографической стороной дела. У вас есть дом, есть две-три уютные комнаты, есть небольшое хозяйство - с этого и начинайте. Как, к примеру, в Украине. Недавно довелось побывать в селе Грицево. Пять тысяч населения. Но природа, энергия людей, взявшихся за агротуризм, их фантазия поражают. Там помогли новому делу выйти на широкую дорогу две составные части. Люди, сельский актив задумались над тем, что они тоже могут быть созидателями. И еще каждый постарался предложить своим гостям максимальное количество услуг и занятий. Лидия Мацюк, у которой мы гостили недавно, не только ночлег и еду агротуристам предлагает, но и травы лекарственные вместе с ними собирает, по грибы ходит, ягодные места показывает. Учит овощи и фрукты консервировать, варенье варить. Если человек приехал отдыхать в село, то, вероятно, у него нет дачи, скорее всего, он не ездит к своим родственникам в деревню. Значит, такому гостю и следует предложить весь спектр деревенской жизни. Детям показать, как корову доят, где гусей пасут.

- Вы так аппетитно рассказываете, что невольно начинаешь сравнивать деревенский дом, усадебный коттедж с койко-местом в комнате на двоих где-нибудь в государственной или профсоюзной здравнице...

- И если вы не таблетками и уколами едете лечиться, а - уединением, тишиной, то, конечно же, предпочтение в вашем выборе окажется на стороне деревенского отдыха. Добавьте ко всему этому традиционную сельскую кухню...

- Уже начинаю задумываться, куда поеду отдыхать... Хотя, по правде говоря, и так отдыхаю в деревне. Как, наверное, и десятки, сотни тысяч других белорусских горожан. Тех, которые едут на собственные дачи, к своим родителям. Это я все-таки к вопросу о потребителе... Не прогорят ли продвинутый фермер, променявший выращивание бульбы на занятие агротуристическим бизнесом, или баба Ганна, захотевшая немножечко разбогатеть, а заодно и дом отремонтировать за счет своих кулинарных способностей и драника на сале?

- Первый потребитель - иностранцы, проживающие у нас в стране. Мне не раз приходилось слышать от работников дипломатических миссий, аккредитованных в Беларуси: "Нельзя ли где-нибудь на лоне природы снять простой дом, деревянный, но с горячей водой и туалетом?" Почему бы не узаконить это, почему бы не дать патент на такой вид деятельности, не освободить от налогов? Во всем мире это рассматривается как помощь сельскому населению. Недавно одно из информационных агентств провело исследование. 82 процента опрошенных жителей Минска хотели бы осуществить поездки для знакомства с сельской местностью. Значит, спрос есть. Что касается потенциала, то только в нашу ассоциацию, в наше общественное объединение входит 200 человек. Сегодня с определенной точностью можно говорить о существовании в Беларуси 49 усадеб, деревенских домов, готовых принять агротуристов. И вот что еще хотелось бы добавить. Многие деловые, состоятельные люди уже поездили по миру и подустали от этого. Они начинают поворачиваться к своей стране, готовы и хотят отдыхать дома. И если мы организуем их быт, дадим возможность отдыхать цивилизованно - они с удовольствием будут это делать. Мир бизнеса сегодня очень агрессивен, деловая среда "технологична" и "искусственна". Людям нужна естественная, спокойная обстановка, натуральная природная среда. В ней человек жил всегда. И, поверьте, для многих сегодня выпить бутылку холодного шампанского где-нибудь на берегу озера или даже у болота гораздо интереснее, чем сделать это в ином престижном ресторане. Нет в Беларуси таких запасов нефти, как в Саудовской Аравии. Но есть красота нетронутой природы, которую ценим не только мы, но и наши гости.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter