Домик у леса

За что Александру МЕДВЕДЮ люб дуб, сколько человек требуется для строительства двухэтажной дачи и почему нельзя жить прошлым?

За что Александру МЕДВЕДЮ люб дуб, сколько человек требуется для строительства двухэтажной дачи и почему нельзя жить прошлым?

“Да, дедушка, нам никогда не достигнуть такого”, — воскликнул внук трехкратного олимпийского чемпиона Александра Васильевича Медведя, когда посмотрел фильм про своего легендарного родственника. И правда, славной биографии этого спортсмена, трижды олимпийского чемпиона, признанного лучшим белорусским спортсменом двадцатого века, а также лучшим вольным борцом в истории спорта, хватило бы на пятерых. Много всего было, но основные человеческие принципы с годами оставались неизменными. Они и помогали двигаться к цели, создать большую дружную семью, построить дом, похожий на тот, в котором вырос, — около леса...

Худой, но настырный

Дом его детства до сих пор стоит в городе Белая Церковь Киевской области. В нем Александр Медведь жил после войны с родителями, сестрами и братом (тоже борцом). Построен он был из дуба (город окружали дубравы), снаружи обшит дранкой и обмазан глиной с соломой. “Кстати, в таком доме всегда было очень сухо и тепло. Недавно мой племянник, которому он теперь принадлежит, стал делать ремонт, обнес снаружи стену кирпичом, так дуб стал таким прочным, как железо”, — заметил Александр Васильевич, который всю жизнь любит эту благородную породу дерева — за забором теперешнего дачного участка самолично посадил два молодых дубовых деревца. “Мне было около семи лет, когда мы помогали строить дом, носили солому, чтобы конь втоптал ее в глину. Работы всегда было много: приходилось пасти коров, мешки таскать, косить, рубить дубовые дрова (от которых жар был лучше, чем от угля), помогать отцу. Мать вставала в пять часов утра, готовила нам завтрак. Помню, мне всегда нравились драники, с аппетитной хрустящей корочкой. Детвора зимой, услышав этот волшебный запах, слазила с печки. А в теплые ночи мы любили спать на сеновале. Бывает, просыпаешься, а рядом на солнышке пристроился уж”.

Участвовал Сашко (так чемпиона звали в детстве) во главе ватаги ребят в кулачных боях улица на улицу. Худой, но настырный парень часто побеждал своих соперников. В школе тоже пользовался авторитетом, гонял одноклассников, куривших втихаря в туалете. После школы работал в родном городе на авиационном заводе. Когда пошел в армию, сначала попал в Казахстан на целину, где, кстати, заметили его бойцовский характер и научили основным приемам борьбы. Из Казахстана отправили служить в воинскую часть в Уручье, в столицу Беларуси. Впоследствии пришлось пожить бесквартирному молодому спортсмену в бараке, вместе с клопами-кровопийцами, затем в маленькой комнатке на месте бывшей электростанции...

Долгая дорога к дворцу

Пять лет строили Дворец борьбы имени Александра Медведя на улице Калиновского (бывший кинотеатр “Вильнюс”). “В первые годы старался бывать на всех штабах, слушать отчеты, узнавать текущие планы. Но стройка шла тяжело: затягивались сроки, менялись подрядчики”, — вспоминает Александр Васильевич. Однажды нервы не выдержали, когда он увидел, что строители занимаются утеплением стен, в то время как здание не имело крыши. Такой “фронт работ” его не устроил. Ведь для человека, который всегда шел к намеченной цели и достигал результата, чего бы это ни стоило (ведь были тяжелые травмы, еще в молодом возрасте начались проблемы с сердцем), было не вполне понятно, почему вовремя не освоены бюджетные средства, не организована должным образом работа на объекте. Пришлось обратиться к мэру с просьбой лично вмешаться в процесс строительства. В результате центр в прошлом году, наконец, открылся.

— Там очень красивый зал, двадцать на двадцать, — с гордостью говорит прославленный спортсмен. — На триста зрительских мест. Плюс борцовский зал, где лежит два ковра и сиденья раздвигаются. Там мы проводим турнир для детей “Медвежонок”. Есть и игровой, баскетбольный зал.  Пока есть молодость и здоровье, надо заниматься спортом.

Не ради мяса

С детства спортсмен, сын лесника, любит природу, походы в лес. С двенадцати лет его брали на охоту в качестве загонщика. И сейчас изредка любит походить с ружьем на разное зверье. Но охотится не ради мяса. Есть у Медведя и свои принципы охоты. “Однажды вышли на меня лосиха с лосенком, так я, конечно, стрелять не стал. Не хотел оставить малого без мамки. А еще был случай, сидим с товарищами в засаде и видим — идет красавец олень, с ветвистыми рогами, а за ним семь самок. Так я попросил своих товарищей не стрелять, не нарушать такую природную гармонию”. В Индии борцу как-то предложили поохотиться верхом на слонах на льва. Но жена Татьяна категорически запретила.

Все дороги ведут домой

Вообще, с женой, с детьми и всей большой семьей Медведю повезло. “Моя Татьяна — очень мудрая женщина. Куда бы я ни ехал, мне всегда хотелось вернуться домой, где уютно и все устроено с фантазией и любовью”... К слову, это доля всех женщин, мужья которых полностью отданы работе, — решать самостоятельно бытовые вопросы. 

Со своей будущей женой, Татьяной Степановной, инженером по профессии, Александр познакомился во Дворце профсоюзов, но почти сразу ему пришлось ненадолго уехать, и в очередной раз судьба столкнула их в парке Челюскинцев, на танцах. “Очень люблю танцевать, — признался мне собеседник, — вальс хорошо танцую”.

К слову, почти все родные Медведя — люди спортивные. Дочка Елена была чемпионкой Беларуси по теннису. Сын Алексей — чемпион мира по вольной борьбе. Внуки занимаются понемногу разными видами борьбы, баскетболом, плаванием, играют между собой в футбол, с дедом в бильярд. Подрастают две правнучки Майя и Катя.

— Люблю сейчас много времени проводить на даче, — рассказывает собеседник. — Сажать, подрезать. Есть разные сорта яблони, одна груша, “сладкая” слива, много малины, ежевики. С женой много едим тыквы и молодежи даем, стараемся картошки хоть два ведра вырастить. Внуков приучаю к труду. Общаюсь с друзьями, которых у меня очень много, занимаюсь воспитанием молодых спорт-сменов.

Геннадий — мастер на все руки

Имеется у борца и разнообразный частный строительный опыт. Одну из бригад, например, при возведении дачи в Ратомке на улице Спортивной пришлось выгнать за воровство (соседка заметила припрятанные в кустах мешки с цементом). Зато впоследствии повезло с мастером на все руки Геннадием. “Он один выполнял почти все строительные работы. Также сделал всю проводку, положил плитку. Управился за один сезон. Получился двухэтажный дом, стены которого сделаны из ячеистых блоков, снаружи облицованы кирпичом. Внутри на штукатурку поклеены обои. Рядом сладили баньку. Теперь с женой жалеем, что когда рисовали проект дома, не додумались сделать его одноэтажным. Теперь, с возрастом, стало трудно часто подниматься наверх. Хотя лестница у нас красивая, полукруглая, из сосны”, — рассказывает трехкратный олимпийский чемпион. Особые ворота из чугуна, с олимпийскими кольцами, сделали Александру Васильевичу на Могилевском литейном заводе.

A кто ты сейчас?

В своих мемуарах под названием “Вся жизнь — борьба” спортсмен пишет: “С возрастом начинаешь ценить каждую минуту. Законы жизни просты: приходит молодежь, и надо подвинуться. Всему свое время. Однако прошлым жить нельзя. Хорош был бы Медведь, если б сел на завалинке и стал, загибая пальцы, перечислять: я был чемпионом, тренером, сделал то да совершил это... “А кто ты сейчас?” — жизнь ставит вопрос жестко, ребром, и кто к такому диалогу с ней не готов, оказывается на обочине. Жизнь — борьба, и стоит зазеваться, тут же будешь туширован, уложит она тебя на обе лопатки и не спросит, как зовут. Жизнь — она здесь, вот она, в этой осени, а то, что было, — прошло. Я никогда не смог бы достичь долголетия в спорте, если бы не стремился постоянно вперед, не старался каждый день проявлять себя заново, не писать историю с чистого листа, не жить набело, не искать для себя новые ориентиры, не совершенствоваться...”

Совсем скоро, 16 сентября, Александру Медведю исполнится 76 лет. Желаем ему счастья, здоровья и долгих лет жизни!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter