Домик с расчетом

Почему к приватизации служебного жилья на селе нужно подходить осторожно Давайте начистоту: во сколько сегодня обходится благоустроенное жилье для сельчан? Считайте, безвозмездно. Кредиты, взятые у банков на жилищное строительство, сельхозпредприятия погашают из собственных доходов, не залезая в карман сельских жителей. Тем остается только вносить мизерную сумму ежемесячной коммуналки. Очевидно, что такие подходы помогли привлечь в село молодых специалистов и положительно сказались на социально-экономическом развитии конкретных ОАО. Но оказалось, это лишь одна сторона медали. Есть и другая... Немало сельчан в ответ на такую заботу государства заняли позицию сторонних наблюдателей. Они, мол, неполноправные хозяева в таком жилье, зачем о нем заботиться и вбивать в стенку гвозди. Даже сломанный водопроводный кран и тот некоторые стремятся заменить за счет сельхозпредприятия. Решение государства повлиять на ситуацию и повернуть сельчан к «домашним проблемам», дав в очередной раз зеленый свет на покупку и приватизацию служебного жилья, выглядит вполне логично. Однако времени для раздумий осталось немного. Согласно Указу № 563 Президента, с 2016 года неприватизированное служебное жилье на селе перейдет в разряд арендного. Соответственно, стоимость жилья в тех же агрогородках и поселках возрастет. Неудивительно, что подстегнутый интерес к жилищной проблеме на селе перерос в активные действия граждан. Взять, к примеру, Минщину. Крупнейший регион страны с современной социально-экономической инфраструктурой, а потому наиболее привлекателен для работников сельхозотрасли. В минувшем году сельхозорганизации области продали в частную собственность 1088 домов и квартир. В том числе 299 жилых помещений приватизированы и 789 — выкуплены в частную собственность. Многие из этих домов построены по программе возрождения села с привлечением льготных кредитов. Они подключены к центральному отоплению, газифицированы. Можно порадоваться такой статистике — более тысячи домов, перешедших в руки законных хозяев, уж точно не будут стоять с подтекающими крышами и кранами...

Почему к приватизации служебного жилья на селе нужно подходить осторожно

Давайте начистоту: во сколько сегодня обходится благоустроенное жилье для сельчан? Считайте, безвозмездно. Кредиты, взятые у банков на жилищное строительство, сельхозпредприятия погашают из собственных доходов, не залезая в карман сельских жителей. Тем остается только вносить мизерную сумму ежемесячной коммуналки. Очевидно, что такие подходы помогли привлечь в село молодых специалистов и положительно сказались на социально-экономическом развитии конкретных ОАО. Но оказалось, это лишь одна сторона медали. Есть и другая...

Немало сельчан в ответ на такую заботу государства заняли позицию сторонних наблюдателей. Они, мол, неполноправные хозяева в таком жилье, зачем о нем заботиться и вбивать в стенку гвозди. Даже сломанный водопроводный кран и тот некоторые стремятся заменить за счет сельхозпредприятия.

По собственному желанию

Решение государства повлиять на ситуацию и повернуть сельчан к «домашним проблемам», дав в очередной раз зеленый свет на покупку и приватизацию служебного жилья, выглядит вполне логично. Однако времени для раздумий осталось немного. Согласно Указу № 563 Президента, с 2016 года неприватизированное служебное жилье на селе перейдет в разряд арендного. Соответственно, стоимость жилья в тех же агрогородках и поселках возрастет.

Неудивительно, что подстегнутый интерес к жилищной проблеме на селе перерос в активные действия граждан. Взять, к примеру, Минщину. Крупнейший регион страны с современной социально-экономической инфраструктурой, а потому наиболее привлекателен для работников сельхозотрасли. В минувшем году сельхозорганизации области продали в частную собственность 1088 домов и квартир. В том числе 299 жилых помещений приватизированы и 789 — выкуплены в частную собственность. Многие из этих домов построены по программе возрождения села с привлечением льготных кредитов. Они подключены к центральному отоплению, газифицированы. Можно порадоваться такой статистике — более тысячи домов, перешедших в руки законных хозяев, уж точно не будут стоять с подтекающими крышами и кранами.

Однако председатель Минского облисполкома Семен Борисович Шапиро во время приема граждан неоднократно обращал внимание на некоторые тревожные тенденции. Так, в минувшем году 156 работников, которые приобрели жилье у сельхозпредприятий, решили оставить неблагодарный труд на селе и разъехались по городам и весям в поисках более высоких заработков. Конечно, есть в этом списке люди пенсионного возраста, многие из которых всю жизнь посвятили развитию сельской экономики. Однако подавляющее большинство — это те, кто, положив на полку документы о приобретении в собственность жилья, написал заявление по собственному желанию.

Запретительные меры результата не дадут

Воложинщина. Здесь в прошлом году в частную собственность приобретено 22 жилых помещения, 12 из них — у ОАО «Лоск». Однако четверо новых хозяев в этом же году изъявили желание покинуть родное сельхозпредприятие. Кто же они? Уволились заместитель директора акционерного общества по животноводству, главный экономист, главный бухгалтер и бухгалтер. Безусловно, в масштабе не только хозяйства, но и района это не рядовые люди, знающие особенности управления экономикой сельхозпроизводства.

Еще один показательный пример. В Пуховичском районе ОАО «Племенной завод «Индустрия» также продало 10 домов своим работникам, после чего уволились директор хозяйства, главный бухгалтер, механизатор и животновод. В Молодечненском районе приватизировано и продано 65 жилых помещений, после чего 10 новых собственников покинули хозяйство. В Борисовском районе в частную собственность перешло 27 сельских домов, почти половина новых собственников сразу же распрощалась с хозяйствами.

Вопрос: на фоне сокращения сельского жилищного строительства не случится ли так, что ряд сельхозпредприятий Минщины и других регионов столкнутся с нехваткой жилья для молодых специалистов?

Данные процессы не обошли стороной и Вилейщину. Ежегодно в райцентр стремятся сельские жители, но не в поисках жилья, а хорошо оплачиваемой работы. Жилье они, как правило, стараются выкупить у сельхозпредприятий, а потом уже едут в поисках лучшей доли.

Начальник отдела ЖКХ Вилейского райисполкома Александр Корсак, много лет занимающийся вопросами приватизации и продаж жилья на селе, убежден: запретительные меры положительного результата не дадут. На основаниии законодательства работники сельхозпредприятий будут подавать заявления с просьбой о приобретении служебного жилья в частную собственность. И руководители обязаны будут принимать положительные решения.

«Кочевники» сельских степей

Как же не растерять сельских специалистов, а вместе с ними и приватизированное служебное жилье, в строительство которого государство вложило миллиарды рублей?

Вот каким видится решение этой проблемы председателю комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Виталию Гришанову.

— За последние 5 лет по программе возрождения села мы построили 10 тысяч жилых домов и квартир. В 2013-м начали строить 250 домов, на этот год запланировано еще 350. С полсотни не заселяем, держим резерв для молодых специалистов, — говорит Виталий Леонидович. — Возможно, десяток домов построили непродуманно, в местах, которые ранее называли неперспективными деревнями. В них, как правило, живут «кочевники»: поработав в одном хозяйстве, они затем перебираются в следующее. Среди них были и те, кто разбивал полы и топил ими печки, так как не в состоянии был заготовить дрова. Чтобы такие дома выделить новому жильцу, их нужно основательно отремонтировать. Это тоже реалии нашей жизни.

Кредит против текучести кадров

В облисполкоме изначально понимали: 7—8 процентов работников социальной сферы да и сельхозпроизводства, приватизировавших жилье, вскоре могут уйти. Конечно, это их право, но нужно по максимуму обезопасить отрасль от текучести кадров, а вместе с тем сохранить дома, доставшиеся людям на льготных условиях.

— К примеру, переписал жилец на себя банковский кредит, который хозяйство 3—4 года погашало из своих доходов. Все законно. Но завтра он уволился, подался в лесники и — до свидания.

Считаю, что некоторые законы надо пересмотреть: если ты увольняешься из хозяйства, то банку должен платить не 5 процентов годовых на протяжении 40 лет, а по действующей ставке. И сроки погашения кредита должны также быть сокращены, считай, вполовину. Это будет справедливо по отношению к государству и тому коллективу, в котором ты работал, — рассуждает Виталий Гришанов. — Надо предоставить больше самостоятельности в вопросах приватизации жилья руководителям на местах. К примеру, есть у директора 2—3 дома, подлежащих приватизации. Пусть он их отдаст ветврачу или зоотехнику, но на условиях, выгодных сельхозпредприятию, иначе они продадут дома и займутся работой на стороне.

Собеседник убежден: было бы благоразумно разрешить приватизацию жилья только тем специалистам, которые отработали в хозяйстве оговоренный срок, к примеру, не менее 10 лет. Тогда и государство не останется в накладе, и сельхозпроизводство будет развиваться стабильно. Ведь не случайный человек имел виды на домик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter