Домашние роды – это эксперимент за спиной официальной медицины, всегда готовой прийти на помощь

Спор между сторонниками домашних родов и представителями официальной медицины ведется уже давно. Он изобилует нападками друг на друга, восхвалением, с одной стороны, родов в домашнем комфорте, с любовью и помощью близких, и точно таким же восхвалением родов под неусыпным контролем опытных врачей со всем комплектом достижений современной медицины.

И конца этим прениям не видно. Взрослые люди, умные и образованные, почему-то не могут понять друг друга. Слишком уж по-разному смотрим все мы на процесс родов, отсюда и неубедительность для противоположной стороны самых что ни на есть «железных» аргументов. Слишком уж разные приоритеты ставятся нами во главу угла. Я сама сторонница официальной медицины (мои дети родились в роддоме) и разделяю ее взгляд на домашние роды, но хочу все-таки попытаться понять иную точку зрения.
Один из важнейших и любимейших постулатов моих оппонентов: «Роды – процесс физиологичный, а значит, не требующий стороннего вмешательства». Действительно, самки млекопитающих рожают детенышей без всякой медицины. Но ведь традиция родовспоможения уходит корнями в глубокую древность.
Знания о ведении родов передавались из поколения в поколение, ширились и приумножались. Этот опыт когда-то и был «последним словом медицины». И только спустя много веков различия между медициной народной и официальной углубились настолько, что эти две ветви одного корня разошлись в своих методах и встали в оппозицию друг к другу. С развитием науки, открывшей перед учеными новые возможности познания мира и человека, официальная медицина начала резко прогрессировать. Народная же застыла на месте, с недоверием отвергнув новые знания. Так же встречали новые веяния и люди, привыкшие доверять исключительно своим местным целителям. Вспомним хотя бы эпидемии оспы, вспомним принудительную вакцинацию, спасшую тысячи жизней таких вот, недоверчивых, боявшихся не столько смертельной опасности, сколько непривычных методов борьбы с нею. Сейчас вряд ли кто-то станет утверждать, что народными средствами можно победить любую напасть. Или что глаз-алмаз опытной повитухи зорче любого УЗИ.
Мы можем сколько угодно возмущаться недостатками нынешней системы здравоохранения, фармакологии и состоянием медицины вообще. Возмущаться, негодовать, критиковать… но  при  этом   еже-дневно пользоваться достижениями этой самой современной медицины – от медикаментов, привычно принимаемых нами «от головы» или «от живота», до «рекомендованной стоматологами» зубной пасты. Беременные женщины нынче тоже получают от врачей всестороннюю поддержку. Но – парадокс – чем больше в арсенале врачей возможностей, позволяющих с наименьшим риском для здоровья и мамы, и малыша провести роды, тем меньше некоторые женщины хотят этим пользоваться. Официальной медицине они не верят. Но почему? Ведь, казалось бы, многолетний опыт акушерства, тщательная подготовка специалистов, квалификационные испытания, которые они проходят, – все это однозначно говорит в пользу официальной медицины. Ан нет. Психика беременных имеет свои особенности, которые зачастую не принимаются в расчет врачами женских консультаций и персоналом родильных домов. «Духовные» акушерки пользуются этим и производят на беременных прекрасное впечатление своей доброжелательностью и открытостью. Активные сторонники домашних родов организуют собственные сообщества, создают сайты, всячески популяризируя свои идеи. Почитать их статьи – сплошной восторг и ликование, сплошное воспевание Матери, изобилие добрых и прекрасных слов. Беременным кажется, что тем самым им уже обещают всестороннюю поддержку, душевное отношение, внимание. Известно, что на курсах подготовки к родам часто ведется такая «просветительская» работа, что женщины склоняются к мысли рожать дома. Им читают лекции и показывают фильмы, в которых наряду с полезными сведениями скрыта и настоящая агитация против роддомов. Эта агитация ведется потихоньку, исподволь, но уже к окончанию курса многие вполне разумные беременные даже и помыслить не могут о роддоме без дрожи. В то же время им ненавязчиво предлагается заманчивая альтернатива – родить дома. Осторожнее! Деятельность «духовных» акушерок по родовспоможению на дому незаконна, никаких лицензий у них нет. Никакой ответственности за жизнь и здоровье рожениц и малышей они не несут. Напрямую руководство подобных центров, курсов и школ вроде бы никого ни к чему не принуждает, получается, что женщины «сами» все решают. Так что же, усиленно прозанимавшись на курсах несколько месяцев, уже можно рожать дома? Конечно, нет. Потому что на самом деле НАУЧИТЬ РОЖАТЬ НЕЛЬЗЯ. Можно усвоить теорию, узнать про этапы родов, можно научиться правильно дышать и управлять мышцами тазового дна, можно, наконец, отлично подготовиться физически и психологически. Но весь этот замечательно полезный набор знаний и умений тем не менее остается только набором знаний и умений. Роды – это не лабораторная работа, не простое применение теории на практике с возможностью исправить ошибки и пересдать в другой раз. Поэтому во главу угла необходимо ставить не свой физический и психологический комфорт в родах, а благополучие наших детей. И тут постулат «что хорошо маме, то хорошо и ребенку» не всегда срабатывает. Даже после идеально прошедших родов (а таких на самом деле бывает не так уж и много) новорожденного должен осмотреть неонатолог. И вот это для ребенка «хорошо». Потому что никакое доброжелательное отношение акушерки не заменит специальных медицинских знаний. Очень многих будущих проблем можно избежать в настоящем. И в частности, своевременно обратив на них внимание. «Духовные» акушерки не обладают знаниями, позволяющими заметить тревожные сигналы в поведении новорожденного, правильно их оценить и принять необходимые меры. Они не всегда могут верно оценить и состояние роженицы, и тем более оказать ей экстренную помощь, иначе все роды, начавшиеся дома, там бы и заканчивались, и не приходилось бы в срочном порядке транспортировать измученных женщин из ванны прямо на операционный стол, а их детишек – в реанимацию. Такие случаи бывают чаще, чем может показаться, и никто из нас не в праве декларировать: «со мной этого не произойдет» – и бездумно рисковать жизнью и здоровьем еще не родившегося человека. Это самоуверенность, граничащая с безрассудством. Те, кто рожают дома, очень любят повторять тезис о том, что они, дескать, берут ответственность за роды и за ребенка на себя. Но – опять парадокс – имеют ли они на это моральное право? Имеет ли право роженица отвечать за то, что зависит не только от нее, а еще от множества совокупных внешних и внутренних факторов? Нет. Почему же, отдавая себе отчет в том, как это сомнительно, рискованно и даже опасно, все больше и больше женщин выбирают роды дома? Да потому, что в глубине души они уверены: что бы ни случилось, их примет «бездушный коновал» в «ужасном» роддоме и спасет жизнь и матери, и ребенку, потому что это его работа. Роды дома – это эксперимент за спиной всегда готовой прийти на помощь официальной медицины. И, решаясь на этот эксперимент, надо быть готовыми к тому, что он может стоить жизни не только нам, таким умным, подкованным и ответственным…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter