О нежилых зданиях

Домашнее задание

Часто бываю на своей малой родине, в незабвенной деревеньке. Каждый раз душу бередят воспоминания о светлом беззаботном детстве. О школьной поре — особенно. Как сейчас представляю: зима, крепкий морозец, ноги по щиколотку в снегу, а я три километра гордо шагаю, чтобы не опоздать к первому уроку. В сумке несу стопку книг...


Вернуться к тем трогательным, впечатанным в память ощущениям меня подтолкнул недавний случай. Проезжал рядом со зданием своей бывшей восьмилетки. Наверное, лучше бы объехал его стороной... Стало стыдно и горько на душе от того, что увидел. Думаю, что такие же тягостные ощущения испытал не только я, но и многие выпускники Савичской школы Щучинского района. На ее месте теперь руины. Часть здания несколько лет назад разобрали, а потом все бросили. Проломленная крыша, выбитые окна, торчащие из стен бревна. Такое впечатление, что тут прошелся страшный смерч. Но никакие катаклизмы природы, понятно, не затронули это еще недавно крепкое строение. В годы моей учебы оно выглядело вообще уютно: в одноэтажном деревянном доме были большие классы, хватало мест для почти 200 учеников. Даже имелись отдельные здания для столовой и столярной ученической мастерской.


Все начало рушиться в середине восьмидесятых годов: учеников стало намного меньше, потом школу и вовсе закрыли. Но просторный деревянный дом долго не пустовал. Там, где стояли парты, установили кровати для осужденных, отбывающих наказания «на поселении». Так называемые «химики», пробыв там немало лет, ремонтом здания, конечно же, не занимались. Оно и так могло простоять еще долго. Но кому–то захотелось разобрать эту еще неаварийную постройку.


Не вопрос. Но сделайте все по–хозяйски. Дорого? Но раз уж взялся за гуж... Но нет, строители все бросили на полпути, оставив после себя уродливые руины. И почему последний хозяин бывшего школьного здания, приняв его в почти идеальном виде, вдруг резко о нем забыл, как будто там не находились многие годы отбывающие наказание люди.


Частный случай? Не соглашусь. Таких примеров немало. Ведь в двухстах метрах отсюда еще более безобразное зрелище. Бывший сельский клуб сегодня выглядит как после бомбежки. Рухнувшая крыша, перекосившиеся стены без окон. Кругом хлам.


А ведь этот клуб многие годы был центром местной культуры для 8 близлежащих деревень, в том числе и для школы. Там еще полвека назад крутили кино — и свободных мест никогда, как мне рассказывали, в зале не было. Размещалась библиотека, тоже не пустовавшая. Здание принадлежало местному хозяйству «Совхоз «Новодворский». Но оно из года в год чахло, а в начале 2013 года и вовсе перестало существовать, перейдя под крыло более сильного соседа. Но у того, похоже, и так много сейчас проблем.


К слову, поля возле этой деревни, как ни странно, теперь не пустуют. Хозяйства нет, а рожь по–прежнему колосится. Урожай собирает приезжий фермер. Это хорошо. Но почему бы не привлечь его, пользующегося местной рабочей силой, к наведению порядка на земле?


Ответ на этот вопрос я хотел получить в сельисполкоме, но дверь помещения была закрыта, телефон не отвечал. Не случайно. Несколько месяцев назад эта ячейка местной власти вслед за совхозом перестала юридически существовать. Председатель Щучинского райсовета Иван Соколовский признался, что полностью ликвидировать или привести в порядок пустующие нежилые здания — дорогое удовольствие. Таких средств попросту нет. Одна теперь надежда — на новых собственников.


...Задержался у места своей первой в жизни школы. Прогнать нагрянувшую грусть я хотел в соседнем парке, где каждое деревце было бережно посажено школьниками. Не получилось... Теперь это не парк, а непролазные деревенские джунгли, где уже давно нет хозяина. Кто наведет там порядок?


Советская Белоруссия №22 (24405). Среда, 5 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter