"Р" погостила в первом на Полотчине детском дома семейного типа

Дома не одни

Он на Полотчине первый и пока единственный. Детский дом, который таковым и назвать-то сложно: это просто большая и дружная семья. Вон как ловко накрывают стол девчонки! 


Душистый чай, вкусные печенье и конфеты, аккуратно порезанные колечками ярко-оранжевые апельсины. Сервировка — как в лучших ресторанах. Одиннадцатилетняя Кристина — родная дочка супругов Голобородовых, семнадцатилетняя Ирина — приемная. Работают слаженно и быстро. Ира прожила в этой семье дольше всех. И сюда, в Жерносеки, вместе с мамой Анной Владимировной и папой Александром Николаевичем из Полоцка осенью переезжала. Агрогородок, в котором построен первый в районе детский дом семейного типа, находится в двух десятках километров от города. Дом большой, просторный, места всем хватает. Теперь вместо пятерых детей профессиональные родители воспитывают уже десятерых. Сейчас вот вместе планируют, как будут распоряжаться солидным земельным участком. Рядом с игровой площадкой и спортгородком новоселы планируют разбить сад и огород. Обязательно посадить всевозможные ягодные кустарники — дети обожают варенье. Плюс — оборудовать красивый цветник. Тринадцатилетние Илья и Ян, а также шестнадцатилетний Никита с карандашами в руках увлеченно разбивают грядки и клумбы пока на бумаге. Александр Голобородов, заглядывая в схемы-графики, шутит:

— Под ваши проекты еще пару гектаров надо — все не поместится. Давайте пока лучше ухой гостей накормим. Мы вот вчера с Никиткой знатный улов на крючок подцепили — килограммов пять.

Никита, как две капли воды похожий на приемного отца (бывают же такие совпадения!), гордо берет в руки черпак. Вкусный обед для всей семьи — как-никак его добыча. Мне объясняет:

— Здесь, на озере Навлица, хорошо берутся лещи, подлещики, караси попадаются. Мы из них не только уху варим, но и котлеты делаем. Вку-у-усные! Пальчики оближешь! 

Уха и вправду наваристая, ароматная. Анна Владимировна хвалит рыбаков: такой промысел-хобби — хорошая поддержка для домашнего бюджета. Продуктов-то на столь большое семейство попробуй запасись:

— Мы обычно закупаемся в Полоцке в гипермаркете. Там дешевле и выбор больше. Представляете себе: подгоняем к кассе вдвоем с мужем две огромные тележки, доверху груженные продуктами. Ленты транспортера не хватает, покупатели собираются посмотреть на таких прожор, гадают, как все унесем? — смеется. — И очередь за нами уже никто не занимает.

Приемные родители высказывают общую для семьи мечту: купить бы вместо старой легковушки «микрик». Как-никак, а ребят тоже нужно приучать к хозяйским делам. Вот выйдут в самостоятельную жизнь, а как распоряжаться деньгами и делать покупки знать не будут — места-то в авто во время шопингов на детей не хватает. 

— Непросто, наверное, приготовить обед на такую большую семью? — сочувствую хозяйке. 

— Да нет, уже привыкли. Готовкой занимаемся все вместе. Вот, например, Ира запросто начистит картошки на всех — клубень к клубню, без единого глазка. А Никита — знатный пекарь. Такие блины вкуснющие печет! И это с учетом того, что нам как минимум нужно 50—60 блинчиков на раз. Плюс — начинку в виде творога, мяса или яблок. Илья — спец по котлетам. Вообще-то у нас каждая готовка — это мастер-класс. Один делает, другие учатся. Сейчас вот пятнадцатилетний Дима, четырнадцатилетний Максим, двенадцатилетний Саша и две Наташи (одной — 12, а другой — 10 лет) отдыхают в детском санатории «Росинка». Так что нам попроще. Даже на время спрятали десятилитровые кастрюли. А вернутся — вновь пир горой. Вообще-то нам с детишками повезло — все трудяги. Вон на Никиту уже девчата засматриваются. Так он, придя из школы, прежде всего спрашивает: что по дому помочь? А уж потом планирует свое личное время.

Тихий скромняга Никита смущается. Признается: летом, после окончания 10-го класса, будет поступать в Новополоцкий политехнический колледж. Хочет быть оператором технологических установок и работать на «Нафтане». Родители уверены: парень серьезный и у него обязательно все получится. Так как получилось у их первой воспитанницы Кати. Сейчас Екатерина — модельер-дизайнер. Взрослый и вполне самостоятельный человек. Тем не менее когда нужен совет — звонит приемным родителям.

Интересно, а как все началось? Этот вопрос и задаю супругам Голобородовым. Легко ли было решиться на столь ответственное дело? Глава семьи уверяет: боязно только до пятого ребенка, а потом… уже все равно, сколько детей. 

— Двое наших собственных детей — взрослые. Кристина — поздний ребенок, — объясняет Анна Владимировна. — А мысль о создании приемной семьи зрела потихоньку. Я тогда, в начале 90-х, работала учителем в поселке Оболь Шумилинского района. И по совместительству — социальным педагогом. Насмотрелась на проблемные семьи… А потом мы переехали в Полоцк, я трудилась социальным педагогом в гимназии. Здесь масштабы семейного неблагополучия были уже другие — воспитывать приходилось и десятки детей, и их родителей. Рейды, обследования, заседания комиссий по делам несовершеннолетних. Так и познакомилась с Катей. Когда взяла ее к себе, девочке было уже пятнадцать. Через три года она ушла из семьи, а я стала воспитывать Иру и ее старшую сестру Настю. Дети непростые, болезненные, требующие особого подхода, интегрированного обучения. Начались больницы, диагнозы, специальные программы. К моей работе вплотную подключился муж, а затем и сам решился сменить профессию, с головой окунулся в проблемы воспитания детей. Так и получилась полноценная приемная семья.

Детский дом семейного типа в Жерносеках построили не случайно. Еще недавно в десятке километров от этого населенного пункта располагалась Ветринская школа-интернат. А потом ее расформировали из-за малочисленности. Четверых школьников — социальных сирот передали на попечение Голобородовым. В агрогородке, где они сейчас живут, есть вся необходимая социальная инфраструктура и даже филиал школы искусств. Не зря Илья гордо рассказывает:

— У нас в семье — одни артисты. 

На 8 Марта все вместе будем участвовать в большом концерте. Считайте, нашими силами он и будет сделан. Приезжайте посмотреть, — приглашает рассудительный мальчуган. 

Талантов и вправду в этом большом доме много. Вот стоят красивые фигурки, вырезанные из дерева, — мальчишки готовятся к Дню женщин и Пасхе. Девчата под руководством мамы мастерят самодельные открытки для учителей. У каждого из детей дни расписаны по минутам: Никита занимается в волейбольной секции и учится играть на гитаре в воскресной школе. Илья, обе Наташи, Александр, Максим и Ян занимаются хореографией, играют на фортепиано, флейте, баяне и аккордеоне. Дима — спортсмен, увлечен волейболом и легкой атлетикой. Кристина тоже ходит в музыкальную и художественную школы.

В уютном, комфортно обставленном доме — полный порядок. На первом этаже — две четырехместные комнаты для мальчишек и девчонок. Красивые двухъярусные кровати, аккуратно застланные цветными пледами, рабочие места для приготовления уроков — есть все необходимое. В одной из комнат живут братья. Илья с Димой из Новополоцка. В приемную семью пришли из школы-интерната, а статус социальных сирот получили еще лет восемь назад. Так же, как и Ян с Максимом. А вот Саша путешествовал по детским домам и школам-интернатам с трехлетнего возраста. Его пришлось учить азам семейной жизни. Сейчас он вместе с Никитой занимает апартаменты на втором этаже — рядом с родительской спальней. 

Недавно одного из воспитанников детского дома семейного типа вернули в родную семью. Этому событию искренне радуются и приемные родители — главное, чтобы их подопечные были счастливы. Общению детей с биологическими мамами и папами они не препятствуют. Возможно, что эти пока еще формально сохраненные кровные узы станут той самой единственной ниточкой, которая поможет вытащить из пропасти пьяного дурмана людей, потерявших родительский инстинкт.

…Мы прощаемся с гостеприимным семейством у калитки. Девчата с мамой торопятся взяться за приготовление ужина, а мальчишки идут присматривать местечко для тренировок — папа пообещал повесить на улице рядом с баскетбольной площадкой боксерскую грушу. Весна на дворе!

Официально

На сегодняшний день в Полоцком районе создано свыше 100 приемных семей и более 90 – опекунских. Несмотря на то что с каждым годом в регионе уменьшается количество мам и пап, лишенных родительских прав, свыше 200 семей состоят на учете как неблагополучные. В них воспитывают 382 ребенка.

a_veresk@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter