Дома крепки, хоть темпы наши быстры

Как строятся постоянно растущие объемы квадратных метров?Постоянно читая о том, что в Беларуси строится все больше и больше жилья, каждый из нас наверняка хоть однажды да задумывался вот о чем: известна проблема дефицита строителей, известна жесткая ответственность за невыполнение планов по строительству, известно, что уже несколько лет подряд в начале года строители говорят “Этот год будет самым сложным”... Значит, строить будут быстро. И тут в голову закрадывается сомнение: не будут ли спешить, закрывая глаза на качество сдаваемого объекта? Нам повезло, наши города не проходят испытания трагическими землетрясениями. Но, насмотревшись этих страшных сцен по телевизору (в Азербайджане недавно только построенный дом и без землетрясения рухнул), хочется “дуть на воду”...

“Строить надо быстро, иначе это неэффективно”
— Никто никуда не спешит, — заверил меня заместитель директора Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта Евгений Жижель. — Сроки выполнения строительно-монтажных работ соответствуют нормативно-техническим требованиям, утвержденным Минстройархитектуры. И, поверьте, если какой-нибудь дом сдали раньше срока, то это не значит, что где-то плохо сработали или поспешили. Возможно, на стройке была улучшена организация работы. Тем более что если дом, который можно строить быстро, строить медленно, это не сделает его лучше.
— Надежность новых домов гарантирована, — подтверждает Иван Кеник, председатель правления Союза строителей. — У нас совсем не большие объемы — при Союзе строили больше.
Казалось бы, интрига темы разрушена: теоретически дома крепки и все темпы нормированы — не подкопаешься. Тем более что, по информации Госстройнадзора, анализ аварий, случавшихся в Беларуси, показывает, что в большинстве случаев связаны они не с ошибками проектировщиков, а с неудовлетворительной эк-сплуатацией объекта. Но, оказывается, надежность надежностью... Разные специалисты в отдельных беседах попытались объяснить мне то, чего наш народ упорно не хочет понимать: дешево и классно не бывает. Значит, успокоившись по поводу прочности и надежности строения, не следует их все же путать с качеством, например, потребительским.
Панельный дом со свободной планировкой
Не будем забывать, что основной объем квадратных метров (80 процентов) в нашей стране строятся для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередь таких людей растет, значит, строить надо быстро. На помощь пришло старое-доброе-дешевое крупнопанельное строительство. Хотя, по большому счету, ставку на КПД никто и не снимал с
50-х годов и массового строительства “хрущевок”.
— Мы свято верили в светлый завтрашний день и в то, что через тридцать—сорок лет (столько лет жизни изначально отводилось знаменитым панельным пятиэтажкам) мы будем строить дома совсем другого качества, из других материалов и с другой планировкой, — говорит Иван Кеник.
Панельное домостроение оказалось надежным и настолько живучим, что в начале ХХI века наша страна вновь рассчитывает решить с его помощью квартирный вопрос сотен тысяч белорусов. Поэтому и стремится модернизировать оскудевшие производственные мощности панельного домостроения. Конечно, с послевоенных времен КПД и внешне, и внутренне сильно изменилось.
— Строящиеся сегодня панельные серии могут и сто лет простоять, — считает Иван Кеник. — Конструкции стали более надежными, появились новые технологии, повысившие энергоэффективность домов и вылечившие больное место “хрущевок” — сварочные швы и узлы в соединениях панелей.
С другой стороны, КПД нельзя не признать устаревшей  и не самой комфортной для проживания технологией, фактически не используемой на Западе. Трещат панели? Это существенно не влияет на безопасность, трещины можно замазать. Не прямые углы в комнатах? Это тоже потребительские свойства — можно приноровиться. Не нравится планировка? Продайте и купите другую квартиру. Нет денег? Живите по средствам... Примерно так можно ответить на все претензии по КПД. И, отбросив эмоции, согласитесь, что в этих суровых и практичных ответах есть смысл.
Кстати, по поводу планировки. Иван Кеник рассказал, что сейчас конструкторы работают над тем, чтобы в панельных домах сделать... свободную планировку. Более того, в ближайшее время первый такой дом будет построен в Минске.
Кто нам строит?
При наличии всех норм и стандартов, непосредственным строительством занимаются обычные люди. Что мы знаем об их профессионализме? С одной стороны, если наших строителей ждут в других странах, значит, это хорошие строители. С другой стороны, если хорошие строители уезжают...
— Строители у нас классные, несмотря на не очень большую зарплату. Хотя именно эта экономия на зарплате к хорошему не приведет, — считает Иван Кеник. — Нельзя почти одинаково, как сегодня, платить квалифицированному строителю гостиницы “Европа” и обыкновенному строителю забора.
— Лет десять назад в Беларусь приезжали зарубежные специалисты в рамках международной программы, чтобы оценить качество строительно-монтажных работ, выполняемых нашими строителями. Тогда они положительно высказались об уровне подземных работ, выполняемых Метростроем, а также о качестве монтажа железобетонных конструкций. Хуже были оценены отделочные работы. Хотя в этом направлении также положение дел серьезно меняется — появилось большое количество новых технологий и отделочных материалов, — рассказал Евгений Жижель.
А вы готовы оплатить кирпич в бумажке?
Дома наши, уверяют специалисты, надежны. Что касается потребительских качеств, приведу пример.
Говорят, что из нашего кирпича почти невозможно возвести стену, полностью соответствующую всем-всем нашим же нормам. В некоторых западных странах каждый кирпич завернут в отдельную бумагу, а любая “выщербинка” на нем бракует стройматериал. У нас же кирпичи грузят поддонами, оснастку не меняют десятилетиями, а опалубка служит не один срок, хотя аренда опалубки современной и безопасной была бы лучшим вариантом. Но скажите, вы готовы платить, чтобы все у нас было как там? Ведь все эти “кирпичные” бумажки оплачиваются покупателем. Или предпочтете сэкономить? На мой взгляд, правильными можно считать и положительный и отрицательный ответы. Строя квартиру в статусе очередника, не стоит ожидать от нее уровня пентхауза. И наоборот, платя большие деньги за квартиру в дорогом доме, мы вправе ожидать, что все будет на дорогом уровне. А за надежностью всех конструкций внимательно следят и строители, и контролирующие органы. Они в этом уверяют.


“Все хорошо, кроме...”

Дмитрий — молодой хозяин в новой трехкомнатной квартире, которую он построил по очереди. После новоселья прошло уже четыре месяца, у Димы, чрезвычайно практичного человека, было время осмотреться...
— Больше всего проблем, конечно, на кухне и в ванной, где на полу плохо положили плитку страшного “мышино-серого” цвета, похожую на тротуарную. Цвет такой выбрали, говорят, чтобы не воровали плитку, — считает Дима. — Но к этому цвету добавились еще и пятна краски: когда строители красили стены, то не сильно следили за аккуратностью. Теперь эти пятна ни ацетоном, ни растворителем не вывести. На замечания строители реагировали одинаково: “Вам и так за копейки досталось...”. Прораб потом сказал, что пол строители предварительно должны были засыпать опилками. Но все делалось в спешке.
В той же ванной комнате установили симпатичную раковину от известного белорусского производителя. Но на дне этой раковины... ржавеет, оставляя следы, железный и плохо оцинкованный винт. Пришлось менять. Так же как и головки в смесителях на кухне — установленные изначально уже три раза срезали прокладку, и поток воды из крана было не остановить.
— Видно также, что строители не сильно церемонились, в спешке отгружая в квартиру, например, окна и двери. Одно окно, с битым стеклом, нам уже заменили, а на большинстве дверей видны следы от шпаклевки — замазывали следы ударов. А вот по наличнику двери в ванной уже пошли трещины...
Нарекания вызывают и те окна, что остались целыми. По словам Димы, если протереть раму влажной тряпкой, на ней останется след краски. Наверное, сильно разбавили водой, говорит молодой хозяин.
— И последнее, что меня злит — обязательная покупка градусников на каждую батарею в квартире. Полезная, конечно, вещь — можно знать температуру каждой батареи, — иронизирует Дима. — Но ни один не работает! Мы что, рынок сбыта всякой ерунды?
Немного портят жизнь в новостройке и соседи (то ли по дому, то ли по району) — поснимали сенсорные включатели света в коридорах, повыкручивали, где можно, лампочки, вырвали возвращатель двери. В соседней новостройке в подъездах лежат битые стекла и кучи мусора, говорит Дима. В доме также не работает лифт и домофон — и уже неизвестно, то ли по вине строителей, то ли по вине жильцов.
Несмотря на все это, Дима рад, что в квартире стоит отличная плита, что ровный пол и потолок,  что хорошо поклеены симпатичные обои, наконец, что это просто его новое и личное жилье.
— Родители сейчас делают ремонт в старой квартире, и я понял, что никогда за уплаченные здесь на отделку деньги не сделал бы там ту же работу — получается дороже в 3—4 раза. Ну а качество работ, при всех недостатках, здесь все же не в три раза хуже. Буду доделывать сам, что не устраивает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter