Дом, возведенный во имя любви

Семья — основа всех основ, самое ценное, что есть у человека на протяжении всей его жизни, утверждают участники дискуссии за круглым столомВ современном белорусском обществе в последние десятилетия специалисты в области гендерной политики отмечают застойный кризис семейных ценностей: увеличивающийся с каждым годом процент разводов среди не только молодых, но и зрелых супружеских пар; стремление двух любящих друг друга людей избежать официального оформления отношений; рост количества социальных сирот при живых родителях; подростковую преступность, детскую наркоманию.

Между тем кризис семьи — это в такой же степени и кризис общества, которое эту семью воспитало. Недостаток педагогического, культурного, нравственно-духовного и сексуального воспитания вчерашних мальчишек и девчонок, которые сегодня превращаются в супругов и родителей, приводит к тому, что семья как социальный институт переживает, скажем прямо, не лучшие времена своего становления и развития.
Но что стало причиной пересмотра главных человеческих ценностей? И если роль семьи в обществе можно свести к разъяснению ее функций, значит ли это, что  поколению сегодняшних 20—30-летних ребят их недостаточно хорошо разъяснили?
Обсудить проблемы современной белорусской семьи и предложить пути их решения, а также разобраться, на каких “китах” держится союз мужчины и женщины, попытались представители общественных организаций, которых собрали в пресс-центре Дома прессы активисты Белорусского союза женщин и журналисты “Народной газеты”. С мнениями участников импровизированного “круглого стола” под названием “Три кита, на которых держится семья: нравственность, уважение, дети” — председателя БСЖ Надежды Ермаковой, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председателя ОО “Белорусская ассоциация многодетных родителей” Татьяны Кравченко, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председателя Минской городской организации “Белорусский союз женщин” Ирины Алексановой, депутата Палаты представителей Национального собрания Беларуси, председателя клуба “Деловые женщины” Татьяны Сафроненко, заместителя министра труда и социальной защиты, члена президиума ОО “БСЖ” Марианны Щеткиной, члена ОО “Белорусская ассоциация многодетных родителей” Сергея Булая, психолога-психотерапевта в области гендерной политики директора “Коучинг-центра” Михаила Дернаковского и заместителя главного редактора “Народной газеты” Лидии Пересыпкиной — “Семья” знакомит сегодня своих читателей.

Н.ЕРМАКОВА: Прежде всего, уважаемые гости и представители СМИ, разрешите поздравить вас с наступившим 2008 годом и пожелать здоровья, удачи в делах и мира в семье. Завершился Год ребенка, который принес всем нам много позитивных моментов. Думаю, многие согласятся с тем, что в прошедшем году стал особенно явно виден четкий курс социальной политики государства, направленный на укрепление семьи, материнства и детства. Рост рождаемости и увеличение количества заключаемых семейных союзов — самое яркое подтверждение того, что белорусское общество после нелегких, неоднозначных лет “критиканства” семейных ценностей, краха многих идеалов стало постепенно возвращаться к духовным догмам, и это значит — в стране начинает укрепляться институт брака. А где есть крепкая, здоровая, дружная семья — там и государство будет стабильным.
Т.КРАВЧЕНКО: Хочу обратить внимание присутствующих на любопытную закономерность: 2006 год был объявлен в нашей стране Годом матери, прошедший 2007 год — Годом ребенка. Но ведь эти два понятия нельзя рассматривать отдельно от понятия “семья”. Мать не может существовать без детей, ребенок — без родителей, вместе они — семья. Так что вполне можно считать, что предыдущие два года стали для нашего общества своеобразной “эпохой семьи”. Но вопреки многим радужным цифрам и фактам приходится признать, что не все так гладко и хорошо в белорусских семьях. К сожалению, для государства с десятью миллионами населения цифра в 32 тысячи детей-сирот, из которых 80 процентов — это социальные сироты, не может не настораживать. Конечно, Президент и правительство делают многое для того, чтобы обеспечить маленьким белорусам комфортную, счастливую жизнь в нашей стране. Достаточно вспомнить про поддержку многодетных семей, про частичное погашение государством нельготных кредитов молодых семей при рождении детей, про Декрет Президента № 18, заставивший горе-родителей взять на себя материальную ответственность за брошенных малышей...
Л.ПЕРЕСЫПКИНА: Тем не менее в белорусском обществе наблюдается тенденция к распространению в молодежных кругах так называемого “гражданского брака”, растет количество разводов. Юноши и девушки не спешат связывать себя обязательствами. Не могу сказать, что полностью, но все-таки утратилось понятие ответственности перед супругом, перед ребенком, перед семьей. Мы много пишем и говорим о социальных сиротах, об отцах, которые если и не оставляют семью с детьми, то принимают очень слабое участие в воспитании подрастающего поколения. В чем же проблема современной белорусской семьи? Если во времена наших родителей, наших бабушек и дедушек удачные супружеские союзы не были редкостью, то сегодня не часто встретишь семью, которая с полным правом могла бы назвать себя счастливой.

Т.САФРОНЕНКО: Как председатель клуба “Деловые женщины”, могу поделиться житейским опытом: как правило, представительницы прекрасной половины человечества, которые удачливы в бизнесе, несчастливы в семейной жизни. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимают взаимоотношения мужчины и деловой женщины. К сожалению, наше общество еще не подготовлено к определенной гендерной эволюции, когда мать семейства может отлично совмещать свою общечеловеческую “должность” с предпринимательской, начальственной деятельностью, а супруг помимо роли добытчика прекрасно выполняет функции воспитателя детей. Обратите внимание: в последнее время, ведя разговор о семье, мы почему-то чаще концентрируем внимание на маме и ребенке, забывая об отце. День матери, Год матери, Год ребенка, Всемирный день защиты детей, Международный женский день и так далее. А потом удивляемся, почему папы словно отходят от семьи, целиком концентрируясь на работе или, что намного хуже, “ударяясь” в загулы, скатываясь на социальное дно. Отсюда и растущее количество разводов, и ужасающий процент социальных сирот от общего количества брошенных детей. Может, причина в том, что нашим мужчинам не хватает внимания? Сопредседатель Белорусского союза женщин Анна Бурова уже обратилась в правительство с инициативой объявить в стране День отца. Все-таки не нужно забывать о том, что семья состоит не только из мамы, сына и дочери. Лишь тогда, когда каждый семьянин, и муж и жена, отлично понимает, принимает свою роль в этом социальном институте и справляется с ней, можно говорить о крепкой, дружной, счастливой семье.
И.АЛЕКСАНОВА: Кроме того, не нужно делать акцент в общественных приоритетах исключительно на многодетные семьи. Давайте вспомним, что более 60 процентов супружеских пар имеют только одного ребенка. Еще 35 процентов семей воспитывают двоих детей. И только оставшиеся пять процентов родителей поднимают на ноги троих и более ребятишек. Разумеется, они достойны уважения и поддержки, но ведь нельзя забывать и про гигантский пласт семейных пар с меньшим количеством детей. Заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич утверждает: чтобы семья стала многодетной, ее нужно поддерживать. Очень своевременно появился указ Президента о погашении молодым семьям нельготных кредитов, взятых на приобретение жилья. Подобная мера должна стать первой среди многих, направленных на заботу государства о традиционных белорусских семьях с одним-двумя детьми.
М.ЩЕТКИНА: Если в 1990 году только 8,8 процента детей воспитывалось в неполных семьях, то к 2006 году эта цифра выросла до 22,5 процента. В Год матери зафиксировано 32 тысячи разводов. Сегодня в нашей стране 350 тысяч семей — это семьи без одного родителя, чаще всего, разумеется, без отца. Между тем говорить о полноценном воспитании ребенка можно только в том случае, если у него кроме материнской нежности и заботы есть твердое и надежное отцовское плечо. Семья — это кирпичик, на котором строится общество. Почему же столько кирпичиков оказываются бракованными?
С.БУЛАЙ: Выскажу чисто мужскую точку зрения: если в семье все хорошо, там рождается не один, а два, три ребенка. Получается, что 60 процентов наших семей имеют большие проблемы материального, жилищного, бытового плана. Это не может не удручать. И добавлю, что меня, родителя троих детей, не может не волновать проблема одиноких, разведенных отцов. Полностью поддерживаю инициативу Белорусского союза женщин сделать в стране праздник День отца, а еще лучше было бы объявить 2009 год Годом отца. Должно все-таки быть гендерное равенство в цивилизованном обществе!
Н.ЕРМАКОВА: Прежде чем учреждать Год отца, нужно обратить внимание на условия жизни одиноких отцов в республике, разобраться в их непростой ситуации, помочь в решении многих проблем.
Т.КРАВЧЕНКО: В нашу организацию обращаются многие одинокие папы, мы стараемся им помогать. Должна сказать, что хотя количество таких отцов в нашей стране небольшое, но каждый из них заслуживает особого внимания и заботы уже за столь нетипичное для современного мужчины желание заботиться о своем ребенке и стать для него мамой и папой в одном лице.
М.ЩЕТКИНА: О многом говорят слова “нетипичное для современного мужчины желание заботиться о своем ребенке...”  Опыт работы с семейными парами, увы, приоткрывает завесу над печальной действительностью: женщина сегодня больше подготовлена к жизни в сложном обществе. Она и получает образование, и работает, и воспитывает детей — современной представительнице “слабого” пола все по плечу. А из мальчиков, которых в детстве учат “не плакать — это можно только девочкам”, “заниматься мужским трудом”, в итоге получаются неподготовленные к семейной жизни мужчины. Я считаю, что семейные ценности должны воспитываться с детства. И только обоюдное желание родителей дать своему ребенку путевку во взрослую жизнь может привести к хорошим результатам. У нас же чаще всего воспитание сыновей и дочерей “перекладывается” на маму. Это настоящее нарушение деятельности организма семьи.
М.ДЕРНАКОВСКИЙ: Часто на прием к психологу приходят родители с ребенком, неблагополучным с их точки зрения. Мол, помогите разобраться, в чем причина. Мы его правильно воспитываем, откуда проблемы “трудного возраста”? Отвечаю: психологический кризис ребенка — это в первую очередь проблемы семьи. Малыш, выросший в атмосфере ежедневных скандалов родителей, просто не может не получить “в наследство” от мамы и папы истеричное начало. Только проявляться оно может в других сферах и масштабах. Современная белорусская семья стоит на границе между стереотипами прошлых лет (когда на “гулящего” супруга можно было “накатать” жалобу в партийный комитет и тем самым вернуть его к семейному очагу, когда сор не выносился из избы и принято было делать вид, что все хорошо, даже если это не совсем так) и стереотипами дней сегодняшних, когда напоказ выставляются интимные стороны жизни человека. Когда в СМИ культивируются примеры “звездных” разводов, романов, многочисленных измен и женитьб, когда подвергнуты критике и переосмыслению многие устоявшиеся веками ценности. Мы захотели открыто говорить обо всем — и в результате получили 32 тысячи разводов людей, недовольных совместной жизнью. Между тем, если начать позиционировать семью как надежную, мирную гавань, в которую человек возвращается после рабочего дня, где он отдыхает душой и телом, научить супругов радоваться мелочам, из которых и складывается большое человеческое счастье, все можно изменить к лучшему. Я целиком и полностью за пропаганду истинных семейных ценностей.
И.АЛЕКСАНОВА: Когда мы говорим об ответственности родителей перед детьми, нельзя забывать еще одну проблему современного общества: выросшие дети не помогают матери и отцу. Наоборот, старики помогают своим детям — берут на воспитание внуков. Что нам делать с этой бедой? Когда работники социальных служб приходят на дом к старушке, забытой своим сыном (между прочим, состоятельным чиновником!), и предлагают ей написать письмо в администрацию учреждения, где работает ее великовозрастное дитя, чтобы пристыдить сына, заставить его вспомнить о матери и взять на себя заботу о ней, — старушка отнекивается. Не хочет “ломать жизнь” ребенку, ей неловко обнажать перед чужими людьми позорную правду своей семьи. Другие пожилые люди, воспитывающие внуков и потерявшие связь с детьми, которые попросту “скинули” свое чадо на руки старикам и забыли не только о ребенке, но и о родителях, тоже не хотят через суд или иные органы добиваться выплаты денег на содержание малыша. Мол, “им сейчас нелегко, не станем мы усложнять жизнь детям”. О чем говорят эти факты? Любая мать бросится на амбразуру ради своего ребенка, а где обратный эффект? Разве огромное количество бабушек и дедушек в домах престарелых при живых, работающих детях — это не страшный укор нашему поколению и всей семейной политике, которую мы проводили?! Ведь мы тоже растим детей, как аукнутся нам в старости слезы наших родителей?!
Л.ПЕРЕСЫПКИНА: “Народная газета” не раз поднимала эту тему на страницах приложения “Семья”. Но, ставя детям в вину равнодушие к судьбе своих родителей, мы забываем о многих вещах. Например, о сегодняшних реалиях, когда в стране не налажен институт нянечек, когда вызов сиделки на дом обходится семье в баснословную сумму, когда мало кто из социальных работников соглашается приехать к старику на час, чтобы поменять ему памперс и покормить, ведь дорога туда и обратно на общественном транспорте обойдется сиделке намного дороже, чем сдельная оплата ее нелегкого труда. Я знаю, о чем говорю: десять лет моя покойная ныне мама была прикована к постели, а я, молодая женщина, была прикована к ней. Вот так и проходила жизнь: напряженная работа, командировки, а после десяти проведенных в кабинете часов — марш-бросок домой, где надо ухаживать за лежачей больной, убирать за ней, готовить еду, менять белье, стирать... Слава Богу, она была в здравом уме, а сколько мы  знаем примеров, когда старики страдают склерозом, болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона, когда в мучение превращается не только их жизнь, но и жизнь их детей. А ведь дети еще должны работать, зарабатывать деньги, воспитывать детей и пытаться сохранить семью... Я не говорю о том, что несчастных родителей надо бросать, как только они становятся обузой, — упаси Бог! Но государство должно давать возможность их детям, чтобы они, не бросая работу ради присмотра за больным стариком, могли прилично содержать своих матерей и отцов. Один день пребывания пожилого человека в Доме милосердия обходится его родным в среднем в 60 тысяч рублей. Какая среднестатистическая семья в состоянии себе это позволить? В этом смысле мы должны брать пример с западных стран, где отлично налажен институт сиделок, где это не грошовая работа, а достойно оплачиваемый труд, где развита система домов пребывания пожилых людей...
Н.ЕРМАКОВА: Мы постарались рассмотреть чуть ли не все аспекты проблем современной семьи, но не затронули главного: что мешает двум любящим друг друга людям чувствовать себя счастливыми? Почему многие внешне благополучные семейные союзы распадаются по ставшей давно избитой причине “несходства характеров”?
С.БУЛАЙ: Факты свидетельствуют: большинство многодетных семей — это неблагополучные семьи. Но жизненные примеры не раз доказывали всем нам, что нужно избегать “наклеивания ярлыков” и веры в стереотипы. В Белорусскую ассоциацию многодетных семей приходит много молодых супружеских пар с тремя, четырьмя ребятишками. Они успешны в делах, удачливы в семейной жизни. На наш вопрос: “Не трудно в таком молодом возрасте воспитывать столько малышей?” — они с задором отвечают: “Подумаешь, у нас их будет семеро!” Великое искусство любви, заботы, понимания и уважения нередко доступно тем самым юношам и девушкам, которых менее благополучные взрослые привыкли поучать и воспитывать.
М.ЩЕТКИНА: Есть хорошее выражение: дети бывают от любви, а любовь — это счастье. Добавлю: каждый ребенок в семье должен быть прежде всего желанным. Только в этом случае многодетная семья станет добрым примером для всех остальных супружеских пар.
И.АЛЕКСАНОВА: Не могу не процитировать героя фильма “Доживем до понедельника”: счастье — это когда тебя понимают. Возможно, многие супруги разучились говорить друг с другом на языке уважения, любви и понимания. Накопилось слишком много претензий друг к другу, а ведь справляться с негативом и надежно защищать свою семейную гавань от внешних и внутренних невзгод — это главное правило совместной жизни мужчины и женщины.
Л.ПЕРЕСЫПКИНА: Абсолютно верно сказано. Внутренний мир двоих любящих друг друга людей не должен терять гармонии. Уметь находить компромисс, прощать и понимать своего партнера — это очень важно для современной белорусской семьи. К сожалению, если раньше было стыдно выносить на суд общественности внутрисемейные дрязги, то сегодня стало нормой жизни едва ли не бахвалиться своими проблемами. Вспоминаю забавный случай: недавно я принимала участие в прямом эфире радиоканала “Культура”, куда дозвонилась слушательница и задала “провокационный” вопрос: “Вот вы пишете про счастливые семьи, а... где они? Кого ни спросишь — у всех проблемы, у всех предразводное состояние, а у кого его нет — тот уже разведен...” В студии возникла жаркая полемика между журналистами и ведущими программы, в ходе которой мы пришли к выводу: не бывает абсолютного счастья. Это утопия — пытаться превратить свою жизнь в бесконечный источник удовольствия. Надо уметь находить радость в мелочах и уже из них складывать “большое и светлое”. Вместе с растущим материальным достатком в современный мир приходит ощущение недовольства моральной стороной жизни. Нам постоянно всего не хватает, мы недовольны, раздражены, приходим с работы домой и срываем накопленную злость и усталость на ни в чем не повинных супруге и детях... Почему мы разучились радоваться тому, что имеем? Здоровым ребятишкам, новой покупке, лучику солнца за окном... Ведь счастье — это прежде всего когда нет несчастья!
Т.САФРОНЕНКО: Как писал Эдуард Асадов, “... а счастье, по-моему, просто бывает разного роста: от кочки и до Казбека, в зависимости от человека”. Нам всем нужно научиться видеть счастье в малом, попутно обретется и большое.
Н.ЕРМАКОВА: Семейные заповеди могут пересматриваться, подвергаться сомнениям сотни тысяч раз, но в итоге человечество всегда приходит к истокам нравственных и духовных ценностей. Я хочу пожелать всем собравшимся сегодня за нашим круглым столом помнить и хранить все светлое и доброе, что  дарит нам жизнь. Семья, дети  —  самое важное, что оставляет после себя на земле человек. Пусть каждый из нас научится ценить и беречь это богатство. Вступая в новый, 2008 год, мы не должны останавливаться на достигнутом в предыдущие годы Матери и Ребенка. В государстве многое создано для стабильной, комфортной жизни семьи. Но позаботиться о ее духовно-нравственной стороне — долг активистов общественных организаций и наших уважаемых психологов. Поэтому в новом году ожидается много работы — нелегкой, но очень важной и благодарной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter