Как незаконная пристройка к историческому зданию поставила крест на одном бизнес-плане

Дом влип в историю

Дом № 76 по улице Советской в Бресте, внесенный в список историко-культурных ценностей, — с богатым прошлым и непростым настоящим. Построен в 1930 году. В одной половине его когда-то работала мануфактура, во второй был обувной магазин. Нынешняя хозяйка здания Екатерина Комякович мечтала открыть здесь ресторан, но не сложилось. Три года отреставрированное здание банально простаивает, не принося ни доходов владелице, ни налогов в бюджет, ни радости туристам. А в 2018 году прокурор Бреста направил в Экономический суд Брестской области исковое заявление в интересах ЖРЭУ Бреста о расторжении договора купли-продажи. Решение пока не принято.

Дом № 76 по улице Советской в Бресте с богатым прошлым и непростым настоящим.

Екатерина Анатольевна открывает дверь несостоявшегося ресторана. Интерьер под старину: столы из дерева, фурнитура из латуни. Кованая лестница на второй этаж. Стены — из старого кирпича.

Хозяйка обращает внимание на арочный потолок:

— Раньше здесь был въезд во двор. Два хозяина строили арку напополам, и это понятно, потому что кладка разная. Мы все бережно сохранили.

Екатерина Комякович купила здание в 2012 году. У нее на тот момент был магазин на первом этаже, и предприниматель обладала первоочередным правом выкупа. В 2013 году был разработан и согласован с Минкультом строительный проект.

Но в 2014—2015 годах предприниматель возвела за домом пристройку для размещения кухни и террасы. Без разрешения Минкульта.

— Из-за работ в соседнем доме в нашем начал «отходить» северо-восточный угол, пошли трещины, специалисты обследовали здание и пришли к выводу, что дворовый фасад необходимо укрепить. Мы с кредитором посчитали, что пристройка выполнит эту задачу. Тем более в архивах удалось найти план города, на котором видно, что когда-то во дворе здания была пристройка. В общем, побежали впереди паровоза, не успели согласовать с Минкультом и начали строить, тем более юрист компаньона заверила нас, что все будет согласовано (год назад юриста признали виновной в подстрекательстве к даче взятки в крупном размере, покушении на мошенничество и помощи в вынесении заведомо неправосудного решения, ее супруг-судья также осужден за помощь жене в махинациях с недвижимостью. — Прим. В.К.).

Так во дворе появился одноэтажный самострой в 60 квадратных метров.

— Считаю, пристройка не идет вразрез с историей, не «диссонирует», в отличие от сарая за соседним домом, но Министерство культуры с нами не согласилось, — сетует Екатерина Комякович.

Екатерина КОМЯКОВИЧ мечтала открыть здесь ресторан, но не сложилось.

Предприниматель обратилась в Минкульт за разрешением на строительство, когда самострой уже стоял во дворе. Но законодательство не предусматривает выдачи разрешений на уже возведенный объект.

За нарушение порядка выполнения работ на историко-культурных ценностях Екатерину Комякович привлекли к административной ответственности и вынесли предписание о демонтаже пристройки. Она обжаловала это решение, однако Верховный Суд оставил его в силе.

— Если все дело в пристройке, снесите ее, — мне кажется, что решение проблемы на поверхности.

— На снос мне дали три месяца, я их пропустила, так как пыталась добиться ее узаконивания. То есть сейчас снос должны производить коммунальщики. За мой счет. Если суд примет решение расторгнуть договор купли-продажи, я останусь у разбитого корыта. Мы с сыном вложили в это здание все — сбережения, а также деньги, вырученные за проданный коттедж, квартиру. А еще я должна кредитору. Еще три года назад я могла создать 30 рабочих мест, сын намеревался открыть во второй половине дома медцентр с 12 сотрудниками. Я свои ошибки осознаю и готова приложить любые усилия на их исправление, чтобы здание наконец-то ввели в эксплуатацию.

КОМПЕТЕНТНО

Николай ВЛАСЮК, начальник управления архитектуры и градостроительства Брестского горисполкома:


— Горисполком заинтересован в том, чтобы в городе не было пустующих зданий. Здания, тем более в исторической части, со статусом историко-культурной ценности должны использоваться с соблюдением всех норм законодательства. Предприниматель получила предписание Министерства культуры о том, что проектная документация на пристройку и мансарду не прошла согласование. Требование горисполкома простое — пройти эти согласования. Только тогда здание может быть принято в эксплуатацию. Есть предписание о демонтаже. Не выполнено — значит, город берет на себя эту функцию, а затраты ложатся на плечи владельца здания.

В ТЕМУ

В 2014 году во дворе дома номер 68 по улице Советской в Бресте демонтировано новое двухэтажное здание площадью около 120 квадратных метров. Строительная фирма вынуждена была снести свой офис и вернуть самовольно занятый участок в состав земель города. Директор фирмы привлечен к административной ответственности и оштрафован.

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter