Дом в Поднебесной

Какой китаец не мечтает о собственном жилье!
Какой китаец не мечтает о собственном жилье!

40 процентов городских жителей Китая мечтают приобрести собственное жилье. Так что нет ничего удивительного в том, что Поднебесная переживает настоящий строительный бум — миллионы квадратных метров жилых и офисных помещений возводятся по всей стране. Из 255 крупнейших строительных компаний мира 140 уже присутствуют на китайском рынке, создано 120 совместных предприятий.

Одна из причин охватившей страну череды новоселий — жилищная реформа. Долгие годы городские жители не имели собственных квартир. Жилье предоставляли по месту работы, если, конечно, член трудового коллектива соответствовал необходимым критериям: возраст, должность и т.д. Так вокруг многих фабрик, заводов, редакций газет и исследовательских институтов выросли жилые кварталы: люди и после работы находились под бдительным коллективным оком. Тот, кто строгим критериям не соответствовал, должен был жить с родителями — иных вариантов не существовало. Так что совместное проживание трех поколений семьи в составе 7 — 8 человек на 20 квадратных метрах — дело для Китая вполне обычное. В 1992 году правительство ослабило хватку и разрешило жителям для начала приватизировать квартиры. Совсем не бесплатно и даже не за символические деньги, как это было когда–то у нас. Мой знакомый У Цзиньбао в 1995 году выложил за приватизацию своей двухкомнатной квартиры общей площадью 60 кв. м более 1.800 долларов.

Официально жилищная реформа стартовала лишь в 1998 году, когда рабочие коллективы перестали предоставлять жилье своим сотрудникам бесплатно и начали выдавать взамен денежные субсидии — такая вот своеобразная монетаризация льгот. Сегодня квартиру можно купить с помощью кредита. Платите 20 — 30 процентов от ее рыночной стоимости, на остальную сумму берете кредит в банке на 10 лет под 5 процентов годовых. Конечно, если соответствуете необходимым критериям. На смену «коллективному оку» пришел денежный потолок — гораздо более жесткий цензор. Неудивительно, что сегодня по всему Китаю пустует почти 120 млн. кв. м жилья — нет покупателей. Причина — высокие цены и непропорциональное развитие. Строят в основном роскошные комплексы — все сплошь «Замки», «Шато», «Крепости», есть даже «Дом для олигархов» (в Китае это вовсе не ругательное слово, олигархи здесь — пример для подражания). Цены в таких «замках» и «крепостях» соответствующие: 3.100 долл./кв. м в «Гордости Востока», 5.000 — в «Королевском дворце». Список можно продолжить. Однако в первую очередь Китаю нужны не такие дворцы, а социальное жилье. Заместитель министра строительства недавно сказал, что главная задача его ведомства — улучшение жилищных условий семей со средними и низкими доходами.

67–летний У Цзиньбао не первый месяц живет буквально на чемоданах. Стройка подобралась прямо к окнам его дома. Вместе с женой Ян Пин в своей квартире в центре Пекина он прожил ровно 40 лет. Теперь ему предстоит улучшение жилищных условий. У Цзиньбао может приобрести социальное жилье, оно положено тем семьям, чей совокупный доход в год не превышает 60 тысяч юаней (7.200 долларов). Но это дело хлопотное: люди по несколько дней круглосуточно стоят в очередях. А в саму квартиру въезжают только через 2 — 3 года — после завершения строительства. Где живут все это время? Обычно у родственников — родственные связи в Китае традиционно сильны. У с женой решили от идеи социального жилья отказаться и купить себе среднюю (70 — 80 кв. м) двухкомнатную квартиру в центре города. Стоить она, по их прогнозам, будет около 500 тысяч юаней (60 тысяч долларов). Если поехать в ближний пекинский пригород, например, Тунчжоу, такая квартира обойдется гораздо дешевле — примерно в 200 тысяч юаней, но У и Ян привыкли к деловому центру и не хотят отсюда уезжать. Кстати, средняя цена квадратного метра жилья в Пекине — 4.737 юаней (573 доллара), а по стране — 2.359 юаней (285 долларов).

Кредит в банке им не дадут, поскольку оба — пенсионеры. Так что деньги пришлось взять взаймы у родственников, немного помог и сын У, который живет в США и работает программистом. После того как новая квартира будет куплена, а старая освобождена, У Цзиньбао получит компенсацию от компании–застройщика, примерно 46 тысяч долларов. Кроме того, семья каждый месяц получает от этой же компании 120 юаней (15 долларов) в качестве компенсации за строительный шум под окнами и прочие неудобства.

Как и у нас, один из главных вопросов, который с энтузиазмом обсуждают как специалисты, так и дедушки, выгуливающие любимых птичек в парке: будут ли снижаться цены на жилье? В пользу их повышения говорит рост ВВП, доходов на душу населения и цен. В таких условиях и стоимость жилья вроде бы снижаться не должна. А с другой стороны, только в одном Пекине до конца 2006 года планируют построить 60 млн. кв. м новых квартир. Дедушки считают, что предложение превысит спрос и цены неизбежно упадут. К тому же не стоит забывать про уже дорогую сердцу каждого пекинца Олимпиаду. Олимпийская деревня ведь — огромный жилой комплекс, который со временем пойдет с молотка. «Стоит подождать», — таков вердикт доморощенных экономистов.

У Цзиньбао ждать не может: он уже получил одно уведомление — о том, что его дом обязательно снесут в этом году. Второе уведомление будет означать, что он должен освободить квартиру в 20–дневный срок. В этом случае «третьего китайского предупреждения» не бывает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter