Дом в конце туннеля

Проработав 17 лет в деревне, учительница так и не получила своего жилья

Проработав 17 лет в деревне, учительница так и не получила своего жилья

Смысл выражения «обивать пороги» Наталья Максимук, мать-одиночка, учительница из деревни Дрочево Малоритского района, знает хорошо. Весь прошлый год она стучалась в двери всевозможных инстанций и, отчаявшись окончательно, обратилась за помощью в «Р».

Тот день, шесть лет назад, Наталья помнит хорошо. Она пришла в Малоритский райисполком на прием к начальнику отдела образования Валерию Жигалову с просьбой перевести ее из Дрочевской начальной школы в Олтушскую, где ей предложили место учительницы. Сказала честно: уезжает из Дрочево, где на тот момент проработала в школе более десяти лет, потому что нет жилья. Жизнь такая, хоть плачь: разведенная, двое маленьких детей, бесконечные кочевания с квартиры на квартиру… А Олтуш — деревня перспективная.

— Валерий Николаевич настойчиво просил меня не уезжать из Дрочево, ведь желающих идти на мое место не было. А с жилищной проблемой обещал разобраться, — вспоминает Наталья.

От предложенного места она отказалась, рассудив, что раз уж пообещали в райисполкоме, то с жильем действительно помогут.

Впрочем, Валерий Жигалов оказался человеком слова. Отдел образования райисполкома, не медля, обратился в СПК «Орехово» с ходатайством о том, чтобы Наталью Максимук приняли на учет нуждающихся. Ходатайство удовлетворили. Также по просьбе отдела образования и райкома профсоюза работников образования и науки было принято решение «по мере возможности выделить Н.Я. Максимук не новый дом».

— Договоренность была такая, что мне по мере возможности дадут служебное жилье, а уже свой дом я получу согласно очереди, — рассказывает Наталья. — И подчеркиваю: в заявлении я просила выделить жилье по месту жительства и работы, то есть в Дрочево.

Специалисты отдела образования и профсоюза рассматривали и вариант выделения учительнице кредита на покупку собственного жилья. Договоренность с банком была достигнута, но кредитом учительница при всем своем желании воспользоваться не смогла.

— Тогда, в 2004 году, была создана комиссия, которая выехала в Дрочево, чтобы рассмотреть возможные варианты покупки жилья, — рассказывает председатель Малоритского районного комитета профсоюза Тамара Бурштын. — Но, увы, мы пришли к неутешительным выводам: все дома были слишком ветхими и старыми и не соответствовали условиям выделения кредита.

В 2007-м терпение учительницы подходило к концу. Зимой она обратилась в СПК и выяснила, что стоит в списке нуждающихся под номером один! Но какой толк?! Жилья как не было, так и нет.

В то время Наталья с детьми стала жить у односельчанина. Плату он не брал, но поставил условие следить за домом. Вариантов не было, и она согласилась. Возможно, это двусмысленное ее положение и сыграло определенную роль в том, что на решение жилищной проблемы учительницы, по сути, махнули рукой. В Дрочево мне не раз приходилось слышать фразу: «Ей ведь есть где жить». Правда, никому, видимо, не приходит в голову, что ситуация не укладывается ни в какие рамки: у учительницы, честно проработавшей в Дрочево почти 17 лет, нет собственного жилья!

Приехав в деревню, я первым делом побывала в том самом полувековом доме односельчанина, где сейчас живет Наталья с двумя детьми. Осевший неровный пол, маленькие окна, гнилые двери. Печь вытоплена, но только в одной из двух комнат относительно тепло…

В 2008 году Наталья снова обратилась в отдел образования. И по старому сценарию в СПК отправили ходатайство с просьбой оказать ей помощь в решении жилищного вопроса. Увы, безрезультатно.

В начале 2009 года у учительницы затеплилась надежда: в Дрочево закладывали три новых домика. Дождалась! Она обратилась в СПК «Орехово», но его председатель Николай Покровский сообщил: все дома будут выделены работникам кооператива. Но ведь потенциальные владельцы стояли в очереди лишь с 2007—2008 годов, а она — с 2004-го! Ошарашенная, Наталья пришла на прием к председателю райисполкома Казимиру Лапичу. Но и там услышала: согласно коллективному договору кооператив предоставляет жилье вне очереди тем работникам, в труде которых наиболее нуждается СПК.

Но постойте. Разве шесть лет назад деревня не нуждалась в учительнице как в воздухе? Разве не из-за обещаний получить собственное жилье Наталья осталась в Дрочево? И разве не детей колхозников она учит вот уже почти 17 лет? Хотя, по большому счету, ситуация прозрачна. В райисполкоме от меня не скрывали: сейчас в Дрочевской начальной школе учатся 10 детей. И если в сентябре этого года ее еще точно не закроют, то что будет дальше — неизвестно. Это шесть лет назад учительница в деревне была актуальна, а сейчас…

Правда, в мае прошлого года после всех обращений Наталье было решено выделить служебную квартиру в деревне Орехово, что в восьми километрах от Дрочево. Но ведь строятся три новых дома! От старой квартиры с печным отоплением, нуждающейся в ремонте и не соответствующей нормам противопожарной безопасности, Наталья отказалась. В заключении РОЧС, обследовавшего квартиру, написано: «Указанные нарушения могут послужить непосредственной причиной возникновения пожара с причинением значительного материального ущерба и гибели людей». Вы бы рискнули заселиться на такую жилплощадь?

Но это еще не все. Несмотря на то что от квартиры Наталья отказалась, в СПК ее сняли с очереди нуждающихся! После такого произвола Наталья обратилась в Брестское областное объединение профсоюзов и обком профсоюза работников образования и науки. После изучения дела на место выехали председатель обкома Владимир Харитонович и заведующая юридическим отделом объединения Ирина Михнович. В июне состоялась их встреча с председателями райисполкома, СПК «Орехово» и Ореховского сельисполкома, где специалисты профсоюза констатировали: допущены нарушения Жилищного кодекса и Указа Президента «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений».

Кроме того, собравшимся напомнили: в соответствии с пунктом 5.5.2 соглашения между Брестским облисполкомом и объединениями нанимателей и профсоюзов жилье, строящееся в соответствии с Государственной программой возрождения села, выделяется работникам бюджетной сферы, работающим в учреждениях, обслуживающих население и расположенных на территории этих хозяйств. А так как в течение последних четырех лет дома для работников бюджетной сферы в Дрочево не выделялись, Наталья Максимук имеет законные основания для получения жилья.

В списке нуждающихся Наталью восстановили. Позже она получила письмо за подписью председателя райисполкома, где было указано: «Вам будет выделено жилье согласно очереди, установленной коллективным договором СПК «Орехово». Подчеркиваю: согласно очереди. В это же время в Дрочево начали строительство еще одного домика! Сомнений в том, что его хозяйкой станет она, у Натальи не было. Но не тут-то было. 11 января этого года состоялось предварительное распределение еще строящегося дома. На следующий день утром я побывала в СПК и попросила ознакомиться с письменно оформленным решением правления. Увы, его мне так и не показали. Николай Покровский, находящийся в то время в отпуске, сообщил: жилье распределили доярке, в которой сейчас нуждается кооператив.

— Мы не отказываемся помочь учительнице, — пояснил председатель Малоритского райисполкома Казимир Лапич. — Летом этого года в деревне Орехово будет построено 20 домов, один из которых выделят Наталье Максимук.

При других обстоятельствах, услышав такую новость, Наталья бы отправилась паковать чемоданы. Но не в этом случае. Все, к кому обращалась за помощью учительница, прекрасно знают один нюанс. В Орехово живет бывший муж Натальи. Тот самый, который частенько жену избивал.

— Никогда не забуду, как бывший муж душил меня телефонным проводом, а трехлетний сын встал перед ним на колени и закричал: «Папа, не убивай маму!», — плачет Наталья.

Пришлось обратиться в архив Малоритского районного суда. Из приговора: «Потерпевшая Максимук Н.Я. … шла по улице деревни Орехово со своими знакомыми. Максимук В. вышел им навстречу. Она не стала разговаривать с ним. Тогда Максимук ударил ее рукой в область носа, а затем схватил за горло и стал душить…» Если, как и обещают, учительнице выделят дом в Орехово, его она возьмет лишь на перспективу для детей, но жить-то ей все равно придется в Дрочево!

Руководство СПК понять можно: выделяя жилье работникам кооператива, они хотят закрепить на селе кадры. Но ведь, по сути, и этим работникам можно предоставить дома в Орехово. Тем более каждый из них простоял в очереди чуть больше года. И неужели нельзя построить в Орехово не двадцать домов, а девятнадцать и плюс один в Дрочево? Желание ищет возможности. С другой стороны, зачем нужно было ставить учительницу на учет нуждающихся, если жилья в Дрочево ей давать не собирались? И вообще, что это за очередь такая, если в ней стоит одна Наталья Максимук, а все остальные претендуют на жилье вне очереди?!

И последнее. На днях после очередной ссоры хозяин дома, где сейчас живет учительница, вызвал участкового с просьбой выселить ее и детей. Идти им некуда. И если мужчина обратится в суд и судебные приставы выдворят семью Максимук из чужого дома, им ничего не останется, как перебраться со всеми пожитками в здание сельсовета. Другого варианта у них нет.

На снимке: каждый день Наталья МАКСИМУК приходит поплакать у строящегося в деревне дома.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter