Почему застройщики не торопятся въезжать в уже построенные частные дома

Дом в чистом поле

Иметь домик на окраине большого города или в его окрестностях — мечта многих. Одни, чтобы ее достичь, покупают лакомый кусок земли с аукциона, другие распродают ради заветных соток все движимое и недвижимое имущество. Третьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, годами томятся в очередях, чтобы получить надел. А после вкладывают в стройку все заработанные деньги. Но когда мечта обретает реальные очертания, не спешат справлять новоселье. Одна из причин — отсутствие коммуникаций.


Бытует мнение: если человек затеял стройку, он либо бизнесмен, либо в свое время нечестным путем заработал кругленькую сумму. Жалеть таких не принято. Не раз слышала от земляков, дескать, раз на особняк средства есть, пусть за свой счет газ, электричество и водопровод «тянут». Потянуть такой объем коммуникаций немногим под силу — дорого. К тому же среди нового поколения застройщиков много людей со скромным достатком. Ради собственного домика — не особняка в 300 «квадратов», а скромного жилища — они годами ютились в общежитии или делили кров с родственниками, откладывали каждую копейку, во всем себе отказывали. А теперь, возведя коробку, начинают мучиться вопросом: стоило ли? Ведь новоселье, которого они ждали долгие годы, постоянно откладывается. И не по их вине...

Среди тех, кто хотел бы, да не может въехать в собственный дом, — семья могилевчан Горбачевых. Участок под индивидуальную застройку Дарья и Андрей получили еще в 2011–м. Как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Но и теперь, имея свою крышу, они вынуждены скитаться по съемным углам.

До их участка в активно строящемся коттеджном поселке, что в районе деревни Городщина (ныне черта Могилева), добраться можно с трудом. Со стороны областной больницы к поселку проложили дорогу, насыпали щебенки. Только обрывается она посреди поля. Дальше к домам надо идти пешком. Метров 300 по грязи, даже летом после дождя переобуваться в резиновые сапоги. Горбачевым приходится рулить в объезд, через весь жилой сектор. Жилой — условно. Активно строиться люди начали здесь еще в начале 2000–х. Но среди таких же, как Дарья и Андрей, очередников, которым выделены сотни участков, в собственные дома с той поры заселились немногие. Объясняют:

— Из–за того, что нет нормального подъезда, строиться можем только с поздней весны до осени. И то, если не зачастят дожди. Иначе и сами буксуем, и большегрузы, которые нам стройматериалы подвозят.

Отсутствие нормальной дороги — не единственная головная боль застройщиков поселка, земля в котором стоит очень недешево. Есть проблема посерьезнее. Горбачевы, которым строиться помогала родня и которые в домик общей площадью около 150 «квадратов» уже вложили всю имеющуюся наличку, мечтали справить новоселье в прошлом году.

— Хоть у нас еще нет внутренней отделки, решили: чем платить немалые деньги за аренду чужих апартаментов, заселимся и потихоньку будем делать ремонт... Газ и свет уже подвели. Но разрешение на воду нам выдали временное — на год. Объяснив, что на нашей улице нет центральной канализации.

Некоторые застройщики заморозили стройку из-за отсутствия коммуникаций.

Нет канализации — нельзя ни приготовить, ни помыться. А у Горбачевых двое детей. Дарья переживает:

— Имея свой дом, вынуждены переезжать с места на место. Дочь за последние несколько лет 2 школы сменила. В этом году сыну идти в первый класс. Мечтали, что они оба пойдут в ту, что рядом с домом, но опять не срослось...

Пытаясь добиться ответа на вопрос, когда появится канализация, семья обращалась в управление капитального строительства горисполкома, в «Водоканал». Но конкретной даты им так никто и не назвал. Одна проблема тянет за собой другую. Раз в дом переселиться невозможно, Горбачевы решили повременить с газификацией. К дому газ подвели, но подключать не стали. Если в жилище никто не зарегистрирован, тариф на оплату услуги намного выше. И это — проблемы не одной отдельно взятой семьи. Под обращением, которое жители поселка написали в Комитет госконтроля Могилевской области, около 200 подписей. Большинство людей — такие же очередники. По законодательству у каждого из них есть 3 года на возведение коробки под крышу. С консервацией стройку можно растянуть до 8 лет. Не управились — участок изымут...

Дарья Горбачева: «До грунтовки метров 300, но по полю не проехать».

Вот и волнуются без вины виноватые застройщики: не случится ли этого с ними? По мнению специалистов КГК, вариантов решения проблемы несколько. Можно перенять опыт других стран, где участки продаются с аукциона исключительно с подведенными коммуникациями. Это нормально — человек платит немалые деньги за кусок земли, государство направляет вырученные средства на строительство инфраструктуры. Если земля предназначена для очередников, стоило бы выделять наделы партиями, чтобы люди могли строиться комплексно. Это удешевит прокладку сетей. А значит, даст возможность большему количеству нуждающихся осуществить мечту о собственном доме.

Компетентно

Начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно–кредитной сферы Комитета государственного контроля Могилевской области Дмитрий Захаров:

— Подобная ситуация сложилась не только в коттеджном поселке Городщина, хотя он — один из наиболее проблемных. Дело в том, что, когда власти людям выдают землю в чистом поле, они обещают: через пару лет сюда подведут и воду, и газ. Изначально наделы, выделяемые под индивидуальную застройку или продаваемые с аукциона, должны быть с коммуникациями. Или их обязаны подвести до того, как человек соберется сдать дом в эксплуатацию. На деле же выясняется, что у нас есть районы индивидуальной жилой застройки, где воды, газа и других значимых коммуникаций не существует даже в планах. Например, в Могилеве в районе улицы Ровчакова людям выделили 8 таких «пустых» участков без разработанной проектной документации на объекты инженерной инфраструктуры.

Еще одна проблема — инфраструктура транспортная. К большинству наделов не подъехать: нет не то что асфальта, даже грунтовой дороги. К сожалению, бесхозяйственность у нас уже вошла в систему: не довели коммуникации до одного поселка, бросили на полпути — и переключились на другой объект. На Могилевщине из строившихся в 2012 — 2016 годах с использованием бюджетных денег 138 таких инженерно–транспортных объектов введены лишь 51. А затраты на незаконченное строительство составили более 37 миллионов рублей! Проблема характерна почти для всех районов области. Но хуже всего дела обстоят в Могилеве — тут за 5 лет не завершен ни один из 25 начатых проектов, и Могилевском районе — здесь введены в эксплуатацию лишь 6 из 41 объекта. При сложившихся в этих регионах темпах строительства инженерно–транспортной инфраструктуры только для завершения объектов, что уже начаты, нужно более 40 миллионов рублей. А на 2017–й на эти цели из бюджета выделено всего около 2 миллионов (чуть больше 5% от потребности). В целом же по области при существующих объемах финансирования, чтобы доделать начатое, понадобится не менее 9 лет.

olgak53@mail.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter