Дом согретых сердец

В Смиловичах никого не застанешь врасплох вопросом, где находится школа-интернат для детей-сирот.
В Смиловичах никого не застанешь врасплох вопросом, где находится школа-интернат для детей-сирот. Мгновенно сориентируются на местности и разве что не отведут туда за руку. "Идите прямо от площади по улице и увидите справа над хатами большой розовый дом. Только на самом деле это - школа для умственно отсталых", - проинструктировал меня первый встречный велосипедист и поехал дальше...

Нет, все-таки ошибся он. Пять лет уже минуло, как это спецзаведение было преобразовано в школу-интернат именно для детей-сирот. Тенденция такая: детей становится больше, родителей у них - меньше. Точнее, папы и мамы есть, но родительские инстинкты у них отмирают напрочь. Эпидемия, что ли? В середине 90-х на всю Минщину вполне хватало 5 школ-интернатов. Сейчас их - 9. В следующие годы, вполне возможно, появятся десятая, одиннадцатая, двенадцатая... Предпосылок для того, чтобы думать иначе, в ближайшей перспективе не видно. Беседую с директором Смиловичской школы-интерната Владимиром Купрейчиком. "На самом деле у нас только каждый десятый ребенок - это, как принято говорить, круглый сирота, - рассказывает Владимир Михайлович. - У подавляющего большинства же где-то живут и здравствуют родители. Хотя что это за жизнь - продать радость материнства за стакан..."

В сентябре за школьные парты в интернате сели 199 детей от 7 до 16 лет. Еще весной их было около полутораста. И не суды, как считают здесь, следует винить в излишне жестком подходе при решении судьбы ребенка. Наоборот, бывают ситуации, когда решение вопроса о лишении родительских прав чересчур растягивают. Люди в мантиях до последнего надеются, что в отцах и матерях проснутся родительские чувства. Увы... Как ни жестко и, может быть, цинично звучит это по отношению к родителям, но работники школы-интерната сделали вывод, что для детей нередко все же лучше жить здесь, чем существовать там.

"Много ли детей пережили семейные драмы? - переспрашивает Владимир Михайлович. - Да, по большому счету, все". На глазах у нынешней 5-классницы Лены Кирильчик мама убила папу. Этот спонтанный поступок по самую рукоятку пронзил детское сердце. Год, если не больше, прошел, прежде чем усилия психологов дали результаты - Лена перестала жаловаться на кошмарные сны и больше не вскакивает по ночам. В совершенно немыслимых условиях раньше жили два брата и две сестры из Борисовского района. Когда приехали забирать их в интернат, обнаружилось, что жили они в хате, где окна были кое-как заделаны пленкой, ветер насквозь продувал "дом", а еду готовили и грелись... разводя костер прямо на полу. У большинства из 200 детей былые годы сопряжены именно с подобными воспоминаниями.

Как признались в интернате, мне и рады были бы рассказать какую-нибудь оптимистичную историю об исправившихся родителях, приехавших на белом "Мерседесе" за своим чадом. Но за 5 лет такого попросту не было...

Тем не менее Владимир Купрейчик говорит: "Все равно, какие бы ни были родители, никогда не позволяем, чтобы говорили о них плохо. Просим, чтобы писали письма, уговаривали: почему я здесь, почему не дома? На эти послания, правда, ответов не бывает..."

Попытался побеседовать о житье-бытье с несколькими шестиклассниками. Все ответы однотипны. "Меня зовут Миша. Здесь уже год. Никто меня не обижает, и я никого не обижаю. Мне всего хватает, учусь неплохо". Вызвать на более откровенный разговор не удается - в глазах Миши (Алеси, Виталика) читается: "В душу не лезь, все равно не пущу". Судя по всему, у этих осиротевших при живых родителях маленьких граждан выработалась оптимальная защитная реакция.

...Взвалив на себя обязанности матерей и отцов, государство - и это понимают все работники интерната - не в силах идеально справиться с этой задачей, даже несмотря на то, что остаются работать в интернате только энтузиасты (незначительные надбавки к зарплате не могут компенсировать тяжесть взваленного на плечи педагогов груза). Вместо одной "матери" у детей их за день меняется по три. До обеда - педагог, до вечера - воспитательница, наконец, ночью - няня. С мужским влиянием и вовсе туго. На 200 работников интерната мужчин - раз-два и обчелся. "Батей" здесь прозвали учителя истории, который, как может, несет почетную обязанность "идеального отца". Он создал в школе-интернате велоклуб "Наваколле", участники которого исколесили все окрестности. Кроме того, воспитанники делают за год по 25 - 30 выездов в театры, музеи, цирк.

Не случайно от уходящих в большую жизнь бывших воспитанников слышишь только добрые слова. Но что дальше? Половина бывших интернатовцев попадают в "родительское гнездо" со всеми вытекающими... Эта невеселая статистика касается отнюдь не только Смиловичской школы-интерната.

Понимая, что не в силах заменить детям что-то самое главное, педагоги еще в сентябре задумались: а что, если провести День открытых дверей для желающих взять детей на попечение? Положительный опыт, хоть и единичный, в республике, кстати, уже имеется. Прошло несколько месяцев в кропотливой подготовительной работе. Вот лишь выдержка из приглашения: "Если Ваше сердце полно любви, если Вы можете поделиться ею с сиротой, можете создать условия в своем доме для этого ребенка и не боитесь трудностей воспитания человечка, уже перенесшего горе, который каждый день Вас ждет в гости, как своих родителей, то приглашаем Вас посетить нашу школу для знакомства с детьми 12 января в 11.30. Будущее этих детей в Ваших руках!

Червенский район, г. п. Смиловичи, ул. Революционная, 20. Тел.: (8-214) 5-34-38, 5-35-07".

Иногда сказки должны сбываться. А когда, как не в новогоднюю пору?! Может, кто-нибудь из детей действительно увидит за спинами пришедших взрослых очертания своего розового детства?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter