Как сложилась судьба первого в стране "дома-почты"

Дом с историей и будущим

Пять лет назад сельский предприниматель Наталия Гапонова первой в стране отважилась купить с аукциона пустующее отделение связи под жилой дом. На тот момент это было только начало действия в стране нового механизма по вовлечению в оборот законсервированной недвижимости, находящейся в государственной собственности («Продать в хорошие руки», «СБ» за 7 февраля 2013 года). Причем сделка состоялась не в «золотом кольце» пригорода областного или районного центра, а в глубинке — агрогородке Журавичи Рогачевского района. Получилось ли вдохнуть вторую жизнь в уставшие стены?

Мой звонок застает Наталию в пути. В телефонной трубке слышится шум мотора. Памятуя нашу первую встречу пятилетней давности, ничуть не удивляюсь. Наталия из разряда людей, которые всегда в движении — за рулем внедорожника ли, грузовика, мотоблока или на своих двоих... А вот по ту сторону связи слышу в голосе искреннее удивление:

— Неужели пять лет прошло?! Конечно, приезжайте. Увидите своими глазами. Здание полностью восстановили: стены, кровлю. Электричество, водопровод, отопление — все есть. Ограждение поставили. Дом сдан в эксплуатацию в срок, как и предписывалось. Но осталась внутренняя отделка. Потихоньку продвигаемся с обустройством.

Так бывшее отделение связи выглядело пять лет назад

Подробности не выспрашиваю. Своими глазами увидеть куда интереснее, чем сто раз услышать. Отлично помню дорогу к почте. Практически в центре Журавичей, рядом детский сад, неподалеку школа. По тому времени пустовавшее отделение связи, которое закрыли за ненадобностью в 2009 году и пытались продать 11 раз, отчаянно просилось в хорошие руки... А вот и оно. Право, не узнать. Издали белеет сайдинговой обшивкой, словно парус. Не успеваю дойти, как у ворот паркуется грузовичок оптимистично желтого цвета. По одну сторону кабины вышла девочка, по другую — Наталия. Заметив ее изрядно покруглевшую фигуру, не удержалась от вопроса:

— Наташа, вы малыша ждете?

— Да, — лицо моей собеседницы озаряется теплой улыбкой. — Через месяц ждем пополнение. Будет у Ксюши — кстати, познакомьтесь с моей дочерью — младший братик. Поэтому какие–то вопросы пришлось ускорить, чтобы успеть до рождения малыша, а какие–то отложить до того момента, пока он окрепнет.

8–летняя Ксения, опережая нас, вприпрыжку мчится к будущему «родовому гнезду». Топчется на крыльце. Уж очень хочется показать, как будет выглядеть ее девичья комната:

— Я уже прикидывала, — рассказывает мне со знанием дела, вычерчивая ручкой на листке. — Здесь кровать, здесь шкаф, а здесь большой письменный стол. Я, кстати, в третий класс перехожу.


Здание и вправду изменилось. Не только внешне. Но и внутренне. Хотя здесь еще хватает работы по обустройству, однако в стенах витает совсем другой дух. Осваиваюсь и по ходу интересуюсь:

— Тяжело далось превращение такой махины в дом?

— Думала, будет хлопотно по разработке и оформлению документации, — хозяйка открывает пластиковые окна, чтобы проветрить после дождя комнату Ксюши. — Но оказалось, все посильно. А что было реально тяжело — перестройка. Пришлось хорошенько вложиться в «реанимацию» здания. За что ни брались, все нужно было переделывать, менять.

— Не жалеете?

— Я вообще не из тех людей, которые жалеют о принятых решениях. Обычно из всего извлекаю уроки и следую дальше. Это недвижимость. Сами видите, семья растет. Детвора поднимается. Есть для кого нам с мужем хлопотать... Вот и продуктовый магазинчик открыли тоже в центре Журавичей в здании, которое прежде пустовало, и кафе в соседнем Довске на законсервированных площадях райпо. Обходимся в основном своими семейными силами. Правда, эти наши проекты еще в начале пути. Вопросов много. Больше расходов, чем доходов. Но уже втянулись, отступать поздно. Нужно думать, как сделать лучше и эффективнее.

— Ну, хотя бы сбором молока вы перестали заниматься?

У Наташи в глазах прямо–таки вспыхивают хитрые огоньки:

— Нет, конечно! Только теперь это исключительно на мужских плечах. Подъем в 3.30 и сбор молока по семи окрестным деревням. Вспоминаю, когда начинали этим заниматься, были первые в районе. Ксюшка маленькая, ее покормили и с собой. Как–то справлялись. Теперь многие пошли таким путем. Честно скажу, хоть я и выросла в городе, после чернобыльской аварии родители уехали из Журавичей в Подмосковье, и вернулась я в родную деревню уже сравнительно взрослым человеком, но вот к буренкам и лошадям просто тянет. Нравится! Думаю, через годик–другой займемся и этим делом вплотную.

Ни капли не сомневаюсь, что у семьи Гапоновых все самое главное получится. Жилка у них такая — первопроходческая. 

draluk@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter