Дом построить, костюм пошить

Беларусь и Россия реанимируют союзную программу по льну

Более широкое применение льна в самых различных сферах даст толчок развитию льноводства

Беларусь и Россия планируют совместно заниматься этим комплексным вопросом. Наши партнеры по Союзному государству признают: в Беларуси развитию льноводства уделяется гораздо больше внимания. «Здесь занимаются льном достаточно глубоко и серьезно, поэтому есть успехи», — заметил профессор Российского заочного института текстильной и легкой промышленности Валерий Живетин. Действительно, Беларусь в последние годы занимает 4-е место в мире по производству льна после Китая, Франции и России. «Но по продажам на мировом рынке нам трудно конкурировать, поскольку более качественное льноволокно поставляется только на Оршанский льнокомбинат и предприятие «Гронитекс», — пояснил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василий Павловский. Дело в том, что на большинстве льнозаводов используется оборудование, установленное еще в 1970-е годы, поэтому высоко востребованной на рынке продукции производится недостаточно.

Именно поэтому руководством страны еще 5 лет назад принято решение проводить техническое перевооружение отрасли, подготовлен комплексный план мероприятий. В этом году разработан бизнес-план развития отрасли, который утвержден правительством. В соответствии с Указом Президента от 2 апреля 2013 года № 143 будут направлены средства на закупку необходимой льноводческим хозяйствам техники. Как говорит Василий Павловский, от государственных дотаций здесь не уйти — подобная практика применяется также в европейских странах, в частности во Франции и Бельгии.

Современные технологии рассчитаны на то, чтобы максимально использовать полезные свойства этого сырья в наиболее востребованных направлениях. Вспомним, что в советские годы лен шел в основном на технические цели — выпуск веревки, мешковины, брезентовых тканей. Сегодня приоритеты изменились, причем сферы применения традиционного для Беларуси сырья самые разнообразные. Так, коллекции одежды изо льна от ведущих мировых модельеров производят фурор во время модных показов. Однако лен — это еще и современные утеплители, применяемые в строительстве, а также медицинская вата, льняное масло, стельки для обуви и даже биоразлагающиеся пакеты. И вся эта продукция пользуется устойчивым спросом. Например, в российском Новосибирске недавно построен завод по производству утеплителей, и сегодня график поставок потребителям расписан на 3 года вперед.

Еще в 2002 году была создана программа Союзного государства, призванная развивать льняной комплекс. Белорусская сторона тогда подписала этот документ на самом высоком уровне, но в российских кабинетах он так и затерялся. Сегодня партнеры по Таможенному союзу и ЕЭП вновь заговорили о необходимости такой программы. «У этой большой и важной темы должен быть хозяин», — заявил член Комитета Государственной думы РФ по промышленности Вячеслав Позгалев. Он напомнил, что в одной только Вологодской области в 1950 году льном было засеяно 80 тысяч га земли, в 1996 году — всего 2 тысячи, и сейчас аграрии с трудом вышли на 10 тысяч га. «Мы сегодня производим льна больше, чем можем его переработать, и в этом большая проблема», — утверждает директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ Петр Чекмарев. По мнению специалиста, урон отрасли нанесло отношение ко льну как к сырью исключительно для выпуска тканей. Между тем, судя по мировой практике, на текстиль идет только четверть производимого сырья. В общем, переработчики в очередной раз не смогли договориться с аграриями.

Развитие отрасли напрямую увязано с возможностью поставлять продукцию по системе госзаказа, считает руководитель ФГУ Агентство «Лен» (Россия) Владимир Коновалов. Например, одно только РАО «РЖД», которое перевозит в год около миллиарда пассажиров, могло бы обеспечить производителям устойчивый сбыт, закупая постельное белье. Кроме того, в рамках Союзного государства можно решить и еще один важнейший вопрос: обеспечить отрасль «длинными» деньгами. Сегодня окупаемость проектов, реализуемых отраслью, составляет не менее 10 лет. Что еще даст объединение усилий? К этой теме необходимо обязательно подключать научное сопровождение. В Беларуси ученые специализируются на одних вопросах, в России — на других. «Зачем создавать что-то новое, если все уже работает?» — резонно спрашивают специалисты. В нашей республике можно производить практически весь спектр необходимой в льноводстве техники, соглашаются российские партнеры.

По информации Василия Павловского, на сегодняшний день в Беларуси совместно с французскими и бельгийскими компаниями организован полный шлейф производства сельскохозяйственной техники по возделыванию льна. Модернизированы 4 льнозавода, а до 2015 года в этот список планируется добавить еще 18 предприятий. «Мы видим, что если поставлено новое оборудование, то обязательно надо увеличивать урожайность и повышать качество тресты, иначе техперевооружение не имеет смысла», — добавил замминистра. В этом году урожайность культуры планируется увеличить до 4 тонн тресты с гектара, причем высокого качества. Это позволит довести выход длинного льноволокна до 50 % и более. Для сравнения: пока мы имели только 19 %, в то время как в таких странах, как Бельгия, Франция и Германия, удельный вес длинного льноволокна в общем выходе составляет 65—69 %. Разница в стоимости достаточно велика: короткое стоит около $ 700 за тонну, длинное — около $ 1600. «Будет 70 % выхода длинного льноволокна — будет и экономика, — пояснил Василий Павловский. — В сельхозпредприятиях мы сможем иметь рентабельность 30 %, на льнозаводах — 15 %. И это будет способствовать интенсивному воспроизводству».

Нуждается в научном сопровождении и производство на РУПТП «Оршанский льнокомбинат». Здесь стоит задача наращивать выпуск костюмных и плательных тканей (в настоящее время их доля составляет всего 1,5 % в общем выпуске). И не только изо льна, а с добавлением хлопка и других наполнителей, как это делают сегодня во всем мире. Но остро стоит вопрос дизайна и качества конечных изделий. Сегодня качественные оршанские ткани поставляются на экспорт, а оттуда мы получаем готовые платья и костюмы. Сотрудничество с Россией поможет решить и этот вопрос, выходя на совместный выпуск одежды, считает замминистра.

К программе Союзного государства по льну необходимо подключить различные ведомства, добавляют специалисты. Например, в Беларуси 10 % льна планируется использовать в машиностроении (в частности, для производства обивки для сидений), 15 % — в строительной отрасли (на утеплители) и т.д. Начиная с этого года белорусские предприятия будут полностью закрывать потребности рынка республики в льняном масле. «Пусть 50 % льна идет на плательные ткани, но остальные 50 % должны идти на другие цели, тогда льноводство получит дальнейший толчок», — считает Василий Павловский.

Специалисты обеих стран рассчитывают, что программа может заработать уже в 2015 году. Раньше в любом случае не получится: бюджет Союзного государства на 2014 год расписан, да и технически разработать весь комплекс мероприятий эксперты не успеют. В Беларуси этой темой занимаются Министерство сельского хозяйства и продовольствия и НАН, при этом многие вопросы уже проработаны. Так что вполне реально в 2015 году приступить к исполнению совместной программы. Только благодаря интеграционным механизмам можно решить такой важный и значимый льняной вопрос, уверены представители Беларуси и России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter