Дом под звездным небом

Можете ли вы представить такую картину: по деревне где-то в центральной Беларуси идут коровы.
Можете ли вы представить такую картину: по деревне где-то в центральной Беларуси идут коровы. Идут они себе, помахивая хвостами, мимо аккуратных деревенских заборчиков и... картинной галереи! Не верите?

Сама видела. Посреди Ракова, что под Минском, действительно стоит картинная галерея. И не только картинная - настоящее собрание древностей - от керамики до старого клавесина. Ее идейным, и не только, создателем и собирателем стал президент Белорусской академии изобразительных искусств Феликс Янушкевич. И построил ее, что называется, в собственном огороде...

- Нормальный президент должен иметь нормальный музей... - смеется Янушкевич.

Только на первый взгляд это кажется нелепым, несочетаемым. Визуальный мезальянс с "умершим" рядом кинотеатром. Но если вы однажды тут побываете, навсегда постигнете - настоящая галерея может быть только в деревне. С распахнутыми настежь дверями, с залами, в которых много воздуха и солнца, яркого, без пыли, и с главным хранителем паном Янушкевичем, который босым проводит экскурсии.

Впрочем, если вы тоже разуетесь, он возражать не станет. Продолжение "экспозиции" в саду, где сочный газон просто просит сбросить эти городские условности - дурацкие шпильки и тесные туфли. Пройдите по траве - поглазейте на медного Витовта, погладьте тонкокостную аристократичную борзую. Такая же стоит в Несвиже - памятник собаке, спасшей одного из Радзивиллов. Это работы скульптора Валерьяна Янушкевича, брата музейного "хранителя", академика скульптуры. Другие его работы прописались куда дальше: Мицкевич - в Новогрудке, Огиньский - в Молодечно и Флоренции, Скорина - в Падуе.

Галерея академии изобразительных искусств, или как ее все здесь зовут "галерея Янушкевича", открыта для страждущих. Летом сюда бредет любознательный люд из окрестных лагерей и санаториев. И совершенно бесплатно получает отменную лекцию по искусству, истории и краеведению...

Народный "арт"

Конечно же, здесь много картин самого Янушкевича, других академиков - от Славука до Щемелева. Но речь не об этом. Здесь много народного "арта". Наивных, трогательных деревянных и керамических фигурок, поделок. Это не из обязательной программы: "рушники - соломка", которой каждый провинциальный музейчик комплектуется. Каждая вещица здесь с "биографией", иронией. Может, потому, что о каждой Янушкевич приговаривает что-либо замечательное: "Эту мадонну мужик вырезал после того, как его жена померла. Овдовел и - дар открылся. А это - колхозная мадонна. Девушка с корнеплодами. Почти как у Ильфа и Петрова!" Статуэтка в духе наивного искусства - ярко раскрашенная крестьянка с брюквой, свеклой и другими плодами.

- А вот - Феликс показывает на старую фисгармонию - в свинарнике нашли в Выгоновичах, сколько лет свиньи грызли! Вообще, у наших людей в домах порой такие удивительные вещи хранятся - не на один музей экспонатов. Сломался недавно у одной бабки холодильник - позвала. Так у нее над кроватью до сих пор висели портреты царя с царицей! Я сначала не разглядел - подумал, что Александр III! Ничего себе, думаю, в Ракове еще даже его помнят. Потом оказалось, что это Николай II с Александрой Федоровной. Очень ценные, между прочим, гравюры на меди! Теперь в музее будут обретаться.

Впрочем, несмотря на всю эту пасторальность, Феликса Янушкевича нельзя назвать отшельником. На днях он со товарищи - "академиками" - открыл в Национальном музее истории и культуры выставку, посвященную коронации Миндовга. Но, даже постоянно присутствуя в социуме, защищаться от него Янушкевич, кажется, научился. Отучившись 20 лет, однажды решил, что пора ставить точку. И первое, что сделал

: - Выкинул я свои часы. Теперь ничто не мешает.

- Поэтому и из Минска уехали?

- Ну куда же я без Ракова? Жизнь здесь не такая, как везде, - чистая. Есть легенда, что Раков - одно из шести мест в Беларуси, где на землю опускалась Матерь Божья. Думаю, что и вся эта система оздоровительных лагерей, здравниц раскинута вокруг не случайно. Там, где она появлялась, словно колпак: чистые леса, истоки нескольких рек. Суперместо! Родители Купалы, кстати, работали в Поморщине (совсем рядом) незадолго до рождения поэта. И если бы задержались здесь еще на полгода, родиной поэта был бы Раков, а не Вязынка. Между прочим, японцы считают родиной человека место, где он был зачат. Так что тут есть над чем подумать...

- Одних Янушкевичей сколько Раков миру дал!..

- А как ты думала! Все это земля раковская. Мы все здесь родились - пять братьев. Трое кандидатские написали. Один - по физике, другой - по филологии, я - по искусствоведению. Здесь во всем особое духовное начало чувствуется. Мать наша семь классов польской школы окончила, любила Мицкевича цитировать в оригинале. Латынь знала. Ведь польская школа - это почти как институт нынче.

Тут призадумавшийся было художник совершенно неожиданно переводит разговор

: - У моего деда коптильня была отличная - я себе тоже построил. Может, попробуем? "Рака›ку" поставим. У нас ведь тут самая лучшая "гарэлка" на свете!

- Я поняла, что здесь все самое лучшее!

- А это, между прочим, не шутка.

Копчения действительно вкусные - подтверждаю. О качестве "непа›торнай "рака›кi" судить не стану. Хотя Феликс Янушкевич ставит ее на стол в большой трехлитровой бутыли и утверждает, что производят ее в недрах Налибокской пущи в строгой секретности, - в крепких напитках я не мастак. Но в целом даже без "рака›кi" посиделки в саду иначе как упоительными не назовешь.

Культурный пласт огорода

В подтверждение же слов, что в "Ракове - все лучшее", могу сказать, что Янушкевич, как и всякий художник, испытывает особую нежность к прошлому. Сейчас у него собрана богатейшая коллекция керамики. 1.600 экземпляров. Той самой, ручной, которую в Европе еще в XVIII веке перестали делать, мануфактурной заменили. И собрал он ее не где-нибудь, а здесь, в местечке. Что по хатам - с ранней юности этим увлекался. А что и на собственном огороде откопал.

- Я всерьез занимался раскопками в собственном огороде. Тут три метра культурный слой! Между прочим, диссертацию здесь насобирал. Ее тема была: "Раковско-ивенецкая керамика XVI - XX столетий"...

Огород Янушкевичей вообще оказался большим хранителем древностей. Помимо ценных черепков, нашли здесь и три медные бочки с еврейским скарбом

: - Спрятали их до войны - когда уже предчувствовали неладное. Чего там только нет: сорок гирь, велосипед, помады, тарелки и даже ночные горшки. Думаю, когда наконец дострою другие помещения своего музея, я сделаю из этого весьма ценную экспозицию. И в чем мне еще повезло - они переложили свои сокровища страничками из лечебных карт за 1927 год. И теперь я изучаю 50 позиций, по которым обследовались местечковые люди! Представьте - 50. На два доктора. Это обязательно. Для каждого. Там, где я откопал эти бочки, стоял дом, и как раз в месте, где их нашли, был подпечек. Надо сказать, хлопцы, что экскаваторами копали, мигом смекнули и "гоп да кучы" - вытянули бочки. Явно в таких ситуациях они не раз уже были. Но я знал, что "захоронки" у нас всегда делали разные - имущество отдельно, золото отдельно. В бочках могло быть все что угодно, но не золото. Когда растрясли вещи, хлопцы начали прятать за пазуху старые стеклянные вазочки. Еле отговорил, что это ценность только историческая, денег за них много не дадут. А назавтра копать мы продолжили. Примерно на уровне 4 метров начинаются громадные каменные своды, которые идут под дорогу. Вот почему в нашем старом доме был такой резонанс, когда проезжала машина. Под нами, скорее всего, ворота. Вроде знаменитой Слуцкой брамы. На ночь все замыкалось, товары останавливали. Кто въехал в местечко, тот здесь ночевал. Кто не успел - под воротами кемарил...

Дело времени

"Галерея Янушкевича" - это еще и музей местечковой мудрости. Феликс протягивает необычную керамическую кружку - дырявую, в форме медведя.

- Это "заба›ка" была еще у фараонов в Египте, ею развлекались и в древней Иудее - кто не догадался - голова с плеч. Как пить из этого сосуда? Короткевич, когда эту кружку увидел, сразу сказал - наливай! И выпил. А вы догадаетесь?

Короче, в былые времена меня бы скормили каким-нибудь хищникам. Разгадки я не нашла. Потом уже Феликс подсказал, как эта волшебная кружка действует. А ее, между прочим, в позапрошлом веке гостям на стол ставили! Впрочем, рядом вполне мог стоять керамический сосуд из местечковой же коллекции, на котором прообраз современного "Минздрав предупреждает...": "Пi, браце, пi, будзе на старасць торба ды кiй"...

В собрании галереи - Венера Раковская (почему-то зеленая) и даже фрагменты слуцких поясов. Их, между прочим, когда-то здесь ткали. В средние века, когда Раковом владел род Сангушек, это был частнособственнический город. Здесь родилась Анна Сангушка, которая стала женой одного из Радзивиллов. Впрочем, жизнь у нее не сложилась - дети умирали, сама овдовела. Зато проснулась предпринимательская жилка: организовала производство златотканых поясов, хрусталя (уречско-налибокского стекла), в Кореличах - производство гобеленов. На мануфактурах у нее работали персы, голландцы, французы. Постепенно и наших научили.

- Сангушка умерла, а наши еще несколько веков "шпарили"...

Впрочем, среди множества осколков эпох, что Янушкевичи хранят, одно из главных "прикладных" сокровищ галереи - подлинный дорожный секретер Адама Мицкевича! Маленькая изящная тумбочка в инкрустациях. Стеклянные дверцы перекошены, дерево под лаком местами вспучено. Янушкевич утверждает, что сия реликвия хранится в их семье с момента смерти поэта!

- Евстах Янушкевич - мне он приходится прапрадедом - был личным секретарем Мицкевича. После смерти поэта он в Париже издал первое собрание его произведений.

...Экскурсии Феликса Янушкевича могут быть бесконечны. Здесь, в галерее, собраны творения многих "академиков", мэтров, но дело не в этом. Это не только музей искусства: рассказывая о работах, своих и чужих, он все равно так или иначе возвращается к истории маленькой и необъятной - истории местечка. И получается, что музей этот в первую очередь музей Ракова. Ведь для того чтобы то или иное наше местечко стало уникальным, особенным в истории, достаточно, чтобы просто нашелся человек, который поверил бы сам и смог убедить других, что здесь все неповторимое, - и воздух чище, и водка крепче, и звезды ярче!..

А собрать всему этому подтверждения - дело времени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter