Дом. Не путать с крепостью

Государство для народа! Как реализуется эта формула в жизни?
Государство для народа! Как реализуется эта формула в жизни?

«Вот уже несколько лет, как я добиваюсь ответа на вопросы, заданные нашим чиновникам, но результатов нет. Что же это за насмешка над людьми такая?!» — восклицает Наталья Ковкова, пенсионерка из деревни Новые Замшаны Полоцкого района. — Почему, прожив в доме 15 лет, я должна доказывать в суде, что это действительно моя собственность, и платить за это деньги?» Получив от нашей читательницы столь гневное письмо, собкор «СБ» решил разобраться, чего же в нем больше: эмоций или острых фактов, связанных с бюрократизмом. Судите сами.

«Проживать» и «владеть» — совершенно разные понятия?

Краткая предыстория. Наталья Ивановна много лет заведовала овощным магазином в Новополоцке, а ее муж Василий Васильевич трудился шофером в колхозе «Заря» (нынче — СПК «Матюши») Полоцкого района. В 1991 году приобрел Василий Ковков у колхоза здание бывшего клуба, сделал перепланировку, отремонтировал его и стал там жить. Сюда же переехала жена, когда вышла на пенсию. «Я человек немолодой, седьмой десяток уже, — рассказывает Наталья Ковкова. — Вот мы с мужем и решили оформить документы на дом, чтобы он в случае чего детям остался». Нормальное, как говорится, желание, ничего необычного. Вот только реализовать его семье Ковковых не удается до сих пор...

Чтобы оформить дом в Полоцком филиале Витебского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, понадобилась справка из Адамовского сельсовета, на территории которого находится строение. Однако соответствующей записи в так называемой похозяйственной книге сельсовета не оказалось. «Договор купли–продажи с колхозом Ковков не оформил, за разрешением на перепланировку к нам не обращался, — рассказал мне председатель Адамовского сельсовета Василий Спичаков. — Поэтому дом его официально считается самовольно построенным. Прежде чем его зарегистрировать, хозяину еще и штраф в размере одной минимальной заработной платы уплатить придется».

В сложившейся ситуации Ковковым ничего не оставалось, как обратиться в суд. Благо сохранилось решение правления колхоза «Заря» о продаже клуба, есть свидетель, подтверждающий, что Василий Ковков внес деньги в колхозную кассу. В сентябре 2005 года хозяин злополучного дома подал иск в суд Полоцкого района и города Полоцка, а также просил освободить его от уплаты госпошлины, которая составляла 10 процентов от стоимости дома. Это, кстати, немалые деньги, если учесть, что дом был оценен примерно в 42 миллиона рублей. Учитывая материальное положение семьи пенсионеров, суд освободил их от уплаты пошлины на 95 процентов. Оставалось собрать кое–какие недостающие документы, заплатить 213 тысяч рублей — и все! Но тут вспылила Наталья Ивановна: «Для нас это слишком большие деньги! И вообще, почему нет записи в похозяйственной книге, почему колхоз не оформил договор купли–продажи клуба? В этом, наверное, опять чиновники виноваты!» Супруги пытались обжаловать решение районного суда в Витебске, но там все оставили без изменений. Когда же просители вовремя не уплатили госпошлину, документы им и вовсе вернули. «Произвол!» — сокрушается Наталья Ивановна.

Исполком суду не указ

Как выяснилось, в отделе по работе с обращениями граждан Витебского облисполкома переписка Натальи Ивановны с различными инстанциями по различным вопросам (в общей сложности их семь) хранится в целости и сохранности. Большинство ответов логичны и понятны. Так что по поводу «невнимания» Наталья Ивановна явно погорячилась.

— Почему же семью пенсионеров совсем не освободили от уплаты госпошлины? — спрашиваю у заместителя председателя Полоцкого райисполкома Николая Шевчука. — Ведь даже председатель Витебского облисполкома Владимир Андрейченко поручал председателю Полоцкого райисполкома Валерию Палидовцу решить вопрос.

— Во–первых, райисполком не вправе диктовать судье, какое принимать решение, — комментирует Николай Николаевич. — Во–вторых, о жалобах Натальи Ивановны мы прекрасно знаем, стараемся удовлетворить ее просьбы, идем на уступки. Но мы же не можем потакать всем ее прихотям!

— Факты, о которых пишет Ковкова, мы обязаны проверять, — вступает в разговор главный специалист по правовому обеспечению Полоцкого райисполкома Генрих Аниськович. — Что касается юридических прав на дом семьи Ковковых, то ни СПК «Матюши», ни райисполком их не отрицают. Нужно лишь утрясти вопросы с документами. Поэтому мы терпеливо раз за разом выезжаем к Ковковой, разбираемся с ее вопросами, объясняем, как нужно поступить.

Сложный случай

Начальник службы регистрации Витебского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Светлана Овчинникова рассказала мне, что в ее практике это чуть ли не первый случай, когда при оформлении жилья в деревне выясняется, что отсутствуют необходимые сведения в сельсовете. «Если бы Наталья Ивановна предоставила справку, свидетельствующую о соответствующей записи в похозяйственной книге, мы бы смогли сработать с ней по принципу «одного окна». Но ведь и сложившаяся ситуация не является безвыходной! Правда, бесплатно ни мы, ни суд не работаем. Наша служба, к примеру, не может игнорировать указ Президента, утверждающий расценки на оказываемые услуги».

Райисполком вправе снести образовавшийся «самострой», но, как видим, делать это не собирается. Тот факт, что законных хозяев из дома никто не выгоняет, подтвердила при встрече и сама жалобщица. Правда, ее возмутил один из ответов райисполкома, на основе которого она сделала вывод, что дом принадлежит СПК. Ситуацию прояснила секретарь Адамовского сельсовета Людмила Кулагина: «Каюсь, здесь есть моя ошибка. Выдавая справку о людях, живущих в доме Василия Васильевича, я вместо слова «проживают» написала «прописаны». На мой взгляд, это не столь серьезное нарушение, чтобы на протяжении нескольких лет жаловаться во все инстанции, начиная от райисполкома и заканчивая Администрацией Президента. Не лучше ли было сразу собрать необходимые бумаги, отнести их в суд и уплатить госпошлину, чем искать виноватых? Именно это, кстати, супруги сейчас и сделали. С одной стороны, им даже повезло: с сентября 2006–го ставки госпошлины по исковым заявлениям имущественного характера снизились с 10 до 5 процентов. Но, с другой — стоимость дома возросла до 47 миллионов. К тому же заявление о снижении госпошлины будет рассматриваться повторно. Думаю, опытным юристам не составит труда расставить точки над «i» в затянувшемся деле, и пенсионерам не придется закладывать свою новополоцкую квартиру, чтобы уплатить почти 2,5 миллиона рублей за оформление домика в деревне». «СБ» будет следить за развитием событий.

Фото автора.

На снимке: тот самый бывший колхозный клуб, а нынче — дом Ковковых, из–за которого возник конфликт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter