Дом напротив.

Кого винить в том, что он не стал родным кровом для жителя гомельской глубинки и его семьи: местные власти, которые не проявили инициативы в предоставлении важной информации, или себя за нерасторопность?

Кого винить в том, что он не стал родным кровом для жителя гомельской глубинки и его семьи: местные власти, которые не проявили инициативы в предоставлении важной информации, или себя за нерасторопность?

Квартирный вопрос в разных вариациях — одна из доминирующих тем обращений в редакцию “НГ”, что
и понятно: крыша над головой, да желательно хорошая, была и остается главным социальным благом нашего бытия. На эту тему и письмо жителя городского поселка Комарин Брагинского района Виктора Самойленко.

Вместе с супругой, сыном и двумя внуками под его опекой пенсионер проживает в четырехквартирном аварийном доме на улице Ленина, 14, соответственно, вправе рассчитывать на другое, более качественное жилье.

“И вот дом выстроили, сдали, но председатель поселкового Совета распорядился им по-своему, раздал квартиры совсем другим”, — пишет Виктор Иванович. Из их дома жилье в новостройке получила только одна супружеская пара. “Очень прошу во всем разобраться... Местные власти что хотят, то и творят”. Письмо Виктора Ивановича в “НГ” подписали два других жильца аварийного дома: пенсионерка Ольга Зеляк и рабочий Василий Богатенко.

Корреспондент “НГ” выехала в Комарин. От райцентра до поселка почти полсотни километров, от поселка до границы с Украиной — два с половиной. Восьмиквартирная двухэтажка, в которой мечтал поселиться со своей семьей Виктор Самойленко, выделяется на фоне другого жилья в поселке современным исполнением, свежестью, стеклопакетами. Она также стоит на улице Ленина, более того, напротив аварийного дома, в котором живут авторы письма. Каждый день им приходится смотреть на красивый дом и сожалеть о несбывшемся. И их чувства можно понять. Больше всех сокрушается Виктор Самойленко. Ольга Зеляк и Василий Богатенко говорят, что на квартиры в новостройке не претендовали, своего соседа поддержали лишь потому, чтобы обратить внимание на условия, в которых проживают. В самом деле, условия во всех трех квартирах далеки от нормальных: хлипкая обшивка стен, холодные полы. Все жильцы встретили корреспондента в сорока одежках на глухих застежках и в теплой обуви — был один из аномально морозных для Брагинщины дней.

В ожидании расселения

В семье Самойленко, как уже говорилось, двое ребятишек. Чтобы обеспечить в квартире нормальную температуру, деду в морозную погоду приходится целый день трудиться кочегаром. Дом, в котором, как говорят старожилы, 43 года не было капитального ремонта, в июне 2011-го комиссия признала аварийным и вынесла решение о последующем расселении жильцов и сносе строения. Обследование было проведено по инициативе председателя поселкового Совета Виктора Свисловского.

Ольга Зеляк уточняет, что против своих бывших соседей, супружеской пары, получившей жилье в новом доме, ничего не имеет. “Получили квартиру и пусть живут на здоровье”, — говорит она. Для себя хотела бы только хорошего ремонта в нынешнем жилье. Но так как дом подлежит сносу, ремонтировать его никто не будет — нецелесообразно, разъясняет Виктор Свисловский. В то же время Брагинская ПМК-91, на балансе которой находится аварийное здание, не отказывается выполнить необходимый мелкий ремонт, скажем, подправить дверь в квартире Ольги Ивановны.

Кстати, директор ПМК-91 Эдуард Ковалевич, узнав о приезде корреспондента, вскоре появляется в аварийном доме. На вопрос, почему раньше не оказали помощь одинокой пенсионерке, отвечает: “Так она не обращалась...”

“Вас тут не стояло”

Пытаюсь понять главное: был ли местной властью нарушен закон при предоставлении жилья супружеской паре и ущемлены ли права наших авторов, прежде всего семьи Самойленко?

Виктор Свисловский предоставил исчерпывающую и убедительную информацию. В новый восьмиквартирный дом, возведенный на средства областного бюджета, переселили жильцов другого аварийного дома, расположенного на улице Гречушкина. Этот дом признан аварийным в 2009 году. Все его жители состояли в списках первоочередников на обеспечение жильем. Остававшаяся свободной восьмая квартира была предоставлена супружеской паре из аварийного дома на улице Ленина, 14, также стоявшей на очереди. На момент заселения “конкурентов” у нее, что называется, не было.

Авторы письма в “НГ” в очереди нуждающихся не состояли, не состоят и сейчас. В своей неосведомленности о том, что нужно было проявить инициативу, Виктор Самойленко винит председателя поссовета: мол, тот не подсказал, что признание дома аварийным не влечет за собой автоматического предоставления другого, более качественного жилья, что необходимо собрать соответствующие документы и встать на очередь. Не знали об этом и двое других авторов. Виктор Свисловский утверждает обратное — что о документах при встрече с Самойленко говорил. Конечно, можно допустить, что глава поселкового Совета не проявил большой активности и заинтересованности в том, чтобы обеспечить жильцов исчерпывающей информацией по волнующей их проблеме. Но, согласимся, что никто не мешал им поинтересоваться в том же поссовете, который находится в 500 метрах от их дома, или в райисполкоме, что им делать после того, как здание признали аварийным. Трудно поверить, что кто-нибудь из официальных лиц отказал бы им в элементарной информации. Остается только гадать: то ли местная сельская власть не достучалась до людей, то ли люди не хотят общаться с властью. Полкилометра между домом и сельсоветом стали пропастью. И написать письмо в минскую редакцию оказалось легче, чем попытаться эту пропасть преодолеть...

Шансы есть, подайте документы!

Как оказалось, получение жилья в новом доме упомянутой супружеской парой не дает спокойно спать не только авторам письма в “НГ”. Об этом сигнализировала на горячую линию Комитета госконтроля еще одна жительница Комарина. Разбирался с этим вопросом представитель контролирующего органа, который пришел к выводу, что жилье предоставлено на законных основаниях.

Уже после визита в Комарин корреспондента “НГ” Виктор Свисловский сообщил по телефону, что Ольга Зеляк и Василий Богатенко побывали в поссовете и уточнили перечень документов, необходимых для постановки на очередь для дальнейшего переселения. Виктор Самойленко пока медлит. На вопрос о том, какие шансы у наших авторов в скором будущем покинуть аварийный дом, председатель поссовета ответил: вполне реальные. О строительстве нового жилья целевого назначения информацией пока не располагает, но жизнь не стоит на месте. Время от времени происходит движение по имеющемуся жилищному фонду. Люди по разным причинам освобождают квартиры, которые и могут быть предоставлены нашим нуждающимся в любой момент. А потому им надо собрать документы и подать заявление. И чем раньше они это сделают, тем быстрее решат свою проблему.

Впрочем, и местной власти не стоит оставлять этот вопрос без внимания. Ведь под опекой у Виктора Самойленко двое детей, которым жить в аварийном доме уж точно не полагается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter