Дом на Советской, 14

Один знаменитый писатель говорил, что каждый нормальный человек должен обязательно носить свое детство в кармане. В последнее время вспоминаю детские годы все чаще и чаще

Один знаменитый писатель говорил, что каждый нормальный человек должен обязательно носить свое детство в кармане. В последнее время вспоминаю детские годы все чаще и чаще.


Я всегда жила в центре Минска. Согласитесь, Элеонора Езерская из Шабанов (ничего не имею против этого района) — это уже совсем другая история и совсем другая жизнь. Мой самый первый адрес: Советская, 14. Красивое, похожее на торт здание, которое и сегодня стоит напротив Дома правительства. Мы переехали оттуда давно. А лет 15 назад из него расселили вообще всех жильцов, и теперь там после реставрации находятся юридические заведения. В дом уже не войдешь, но я иногда приезжаю просто постоять, увидеть, что осталось от двора, посмотреть на окна и наш потрясающий, огромный, с чугунной решеткой балкон на третьем этаже. Сейчас такие балконы и не делают. Смотрю и плачу. Это было так недавно. И так давно.


В нашем доме на Советской, старожилы подтвердят, была булочная. Теперь ее нет. И одно из самых ранних моих воспоминаний, как утром родители ставили нас в очередь за хлебом и мукой. А другое, более радостное, — это военные парады. Война только закончилась, офицеры еще не утратили выправки, а народ жаждал зрелищ. И выезд командующего на грациозной лошади на параде — это было нечто! Мы, дети и взрослые, стояли на балконах и смотрели, разинув рты.


Тогда, в 50–е годы, увы, прошлого века, существовала невероятная эйфория всеобщего доверия, любви друг к другу. Смутно помню, что рядом с нашим домом работали пленные немцы. И когда меня, четырехлетнюю, мама вела мимо, немцы говорили: «Какой красивый киндер!» Это был первый комплимент, полученный мной.


Конечно, все тогда было совсем по–другому. Придя с работы, никто не спешил включать телевизор. Их просто не было. Люди отправлялись гулять по городу, с удовольствием отмечая, как восстанавливается из руин и хорошеет Минск. Шли в гости, заглядывали к соседям. Сегодня даже центральные улицы после восьми вечера пугающе пусты, никто не гуляет, и в гости мы сегодня наведываемся гораздо реже. И к соседям по дому уже не заходим. Спички и соль покупаются впрок, и беспокоить никто никого лишний раз не хочет. А тогда у нас на Советской квартиры не закрывались до позднего вечера. Взрослые и дети знали все друг о друге. И хотя жили по–разному — кто богаче, кто беднее, никто никому не завидовал и не злословил за спиной, а, наоборот, в трудные минуты все помогали. Мою молоденькую маму, совершенно не умевшую готовить, опытные соседки обучили кулинарному искусству. В доме на площади Победы я уже 8 лет, но до сих пор не всех соседей знаю в лицо. А своих соседей по Советской, 14 с удовольствием вспоминаю и сегодня, хотя прошло уже полвека. Почанины, Бердичевские, Глезер, Батурины, Пещанкер, Рагозины... Очень хотела бы знать, как сложилась судьба моих замечательных соседей. Но иных уж нет... А те далече...


Вот такая ностальгия. А у вас она, интересно, есть?


С уважением к читателям, Элеонора ЕЗЕРСКАЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter