Дом на песке

Почему могилевский «Савит» и ждановичская «Дарида», вылетев из высшей лиги, прекратили свое существование

Почему могилевский «Савит» и ждановичская «Дарида», вылетев из высшей лиги, прекратили свое существование


О том, что «Дарида» перестанет существовать, разговоры ходили давно. Хозяин клуба Владимир Делендик весь прошлый год говорил о каком–то странном заговоре, искал под кроватью ведьм, а история с бойкотированием домашнего матча против «Гранита» вызывала смех сквозь слезы. Ну, а после продажи стадиона минскому «Динамо» стало ясно: не быть «Дариде» в белорусском футболе.


Есть товар — нет купцов


А вот новость о «Савите» сразила наповал. Команда–дебютантка, показавшая в прошедшем году довольно сносный футбол и заявлявшая при этом о своих амбициозных планах, вылетела по итогам сезона в первую лигу. И оказалась расформированной.


— Команды больше нет, — рассказал председатель ФК «Савит» Виталий Нис. — Не смогли найти дополнительного источника финансирования. А фирма «Савит» не в состоянии в одиночку содержать клуб. При наших деньгах команда не сможет достойно выступать на уровне высшей лиги.


— Пытались найти спонсоров? Может, обращались к властям?


— Город и область нам всегда помогали. Но ведь мы не станем все время клянчить. Нам давали столько, сколько могли, за что огромное спасибо. Но этого не хватало. Мы обращались и к частным фирмам. Многие не могли помочь, другие не захотели.


— Можно ли сказать, что вы просто устали заниматься футболом?


— Я не устал. Мне интересен футбол. Но работать и бороться за выживание — разные вещи. Для того, чтобы команда приносила удовольствие, чтобы она радовала победами, как радовали мы во второй и первой лиге, нужен совсем другой подход. Такой команды мы не сумели создать.


— Можно сказать, что вам «Савит» образца 2008 года не понравился?


— А кому понравится игра команды, которая вылетела из высшей лиги?


— Но ведь были у «Савита» яркие моменты.


— Я не хочу, чтобы закрытие ФК «Савит» стало сенсацией. Сотни предприятий по всему миру открываются и закрываются. Мы не смогли создать нужного фундамента. Фундамент в футболе — это хороший резерв, база, стадион. Нельзя строить дом на песке — он рухнет.


— Так ведь сейчас появился шанс заложить фундамент в первой лиге.


— Не хочется начинать все сначала. Хотя я уверен, что мы были бы лидерами в первой лиге. Ну выиграли бы мы ее. А что потом? Что дальше? Опять барахтаться в высшем дивизионе? Не вижу большого смысла.


— Если вернуться в то время, когда команда создавалась, что бы вы изменили?


— У нас работали профессионалы. И я уверен, что они должны остаться в футболе. Но мы не создали той структуры, которая бы зарабатывала деньги. Футбольные клубы должны зарабатывать. Нельзя же все время сидеть на шее у спонсоров, учредителей и государства.


— Для белорусского футбола это утопия.


— Нужно учиться.


— Виталий Аркадьевич, вы — бизнесмен. И наверняка осознавали тот факт, что на нашем футболе не заработаешь. Не жалеете, что вкладывали деньги в команду?


— С радостью это делал. Я тогда верил и сейчас уверен, что на футболе можно заработать. У нас просто не получилось.


— Не было желания продать команду?


— Нет купцов. Если бы ко мне обратились люди с желанием купить «Савит», я бы предложил заниматься командой совместно. Буду надеяться, что такие люди найдутся.


— Вы верите в чудо?


— Признаюсь, я делал и до сих пор делаю все, чтобы сохранить «Савит» на плаву.


— Что будет с игроками и тренерами?


— Со всеми рассчитались. Я очень хорошо отношусь к Саше Седневу. Считаю его умным тренером и человеком, преданным футболу. Хорошо отношусь к другим тренерам нашей команды. Рад за Игоря Старовойтова, который нашел себе работу директора спортивной школы. Никого постарались не забыть. Для всех игроков, которые хорошо относились к команде, мы подыскали варианты трудоустройства.


Теория распада


В нашей футбольной истории примеры, подобные «Савиту» и «Дариде», найти нетрудно. Мозырский ПКЦ, минские «Торпедо» и «Динамо–93», бобруйский «Фандок». Причина банальна — деньги. А вернее, их отсутствие. От минского «Торпедо» в свое время отказалось одно из крупнейших предприятий в стране — Минский автомобильный завод. К сожалению, миф о возрождении автозаводской команды так и не стал былью. А ведь история «Торпедо» насчитывала 60 лет. Тогда, в 2007 году, долго думали, что будет с командой. И было принято решение, что «Торпедо» сольется со «Сменой». Так оно и произошло. А новая команда стала называться «Минском». Кстати, в этом году «Минск» во второй раз вышел в высшую лигу. И кто знает, может, в этот раз все же удастся закрепиться на футбольном олимпе.


Двукратный чемпион Беларуси МПКЦ (Мозырский промышленно–коммерческий центр), переименованный в 1998 году в «Славию», всегда щедро финансировался. Команде помогал не только город, но и нефтяная компания «Славнефть». Руководил клубом Николай Ященко, а позже Николай Зубовский. Они не жалели денег ни на игроков, ни на тренеров. Это дало результат. Чего только стоит золотой дубль 2000 года — чемпионство и Кубок Беларуси. Но Ященко со временем уехал в Польшу, где живет по сей день и занимается организацией сборов для футбольных команд, а Зубовский нынче в Словакии — у него бизнес. Мозырский футбол стал терять свои позиции. В 2001–м «Славия» заняла 6–е место, в 2002–м — 11–е, в 2003–м — 14–е. В 2004 году «Славия» поднялась на 12–е место, чтобы в 2005 году грохнуться в первую лигу. На этом славная история команды закончилась. Нет, «Славия» существует и сегодня, но от побед осталась только память.


Забавная история приключилась с «Фандоком». В высшей лиге в 1995 году играло сразу две команды из Бобруйска — «Шинник», ставший впоследствии «Белшиной», и «Фандок», превратившийся потом в «Бобруйск». Это как история о двух сыновьях — успешного и неудачника. «Белшина» олицетворяла первого. Становилась и чемпионом страны, и обладателем Кубка Беларуси. А «Бобруйск» в 1996 году умер. Его футболисты, не получая зарплату, объявляли забастовку, а на один из матчей вышли в составе девяти человек во главе с главным тренером Сабининым.


«Дарида» — это вода


Несколько слов о «Дариде». После поединка с БАТЭ в прошлом году Владимир Делендик взял слово. Говорил много и взволнованно о перспективах клуба. «Клуб «Дарида» собирается взять паузу на год–два, чтобы построить новую команду». «...Сейчас «Дарида» — это бухгалтерия и директор клуба Евгений Шабуня, — рассказал бывший главный тренер «Дариды» Вадим Бразовский. — Мне трудовую книжку выдали через два дня после окончания чемпионата. Да и ребята все разъехались. С тех пор я так и не поговорил с Делендиком. Слышал, что он сейчас в Испании. Обещал позвонить, когда вернется...»


Попытки «СБ» разыскать Владимира Делендика оказывались тщетными. В приемной предприятия «Дарида» сказали, что Владимир Викторович болен, и просили перезвонить в конце недели. В конце недели сообщили, что «его нет и когда будет, никто не знает». Сделав еще один контрольный звонок чуть позже, корреспондент «СБ» оставил номер своего мобильного телефона в приемной в надежде, что его каким–то чудом наберет сам Владимир Делендик и расскажет всю правду о ФК «Дарида». Буду ждать...

 

Фото с историей


Вглядитесь в этот снимок. Он из 1996 года. Футболисты МПКЦ празднуют победу в Кубке страны. Крайний слева — Леонид Гарай, начальник команды. Истинный динамовец, друг и напарник Эдуарда Малофеева, с легкой руки тренера Анатолия Юревича в середине девяностых поучаствовал в становлении мозырского футбола. Были в карьере Гарая и славные годы в сборной Беларуси, где он вновь воссоединился с Малофеевым. Сейчас же Леонид Павлович работает журналистом, пишет на знакомую тему — о футболе.


С кубком — Сергей Яромко, нападающий, капитан команды МПКЦ. Сын известного футболиста — бронзового призера чемпионата СССР 1963 года Валерия Яромко — Сергей довольно успешно работает на тренерском поприще. Со своим «Минском» он во второй раз попробует закрепиться в высшем дивизионе. Первая попытка оказалась неудачной.


Вячеслав Левчук, защитник. Гомельчанин по завершении карьеры вернулся домой. Тренировал команду 2–й лиги «Гомель–СДЮШОР». Не так давно подался на легионерские хлеба — в молдавский «Шериф» к Леониду Кучуку, где и работает тренером–селекционером.


Борис Горовой, полузащитник. Карьера Горового выглядела, как график роста успешного предприятия: из Мозыря Борис перебрался прямиком в «Зенит», в составе которого провел 64 матча. По завершении карьеры в 2006 году пробовал судить. Но карьера арбитра не задалась, хотя он по–прежнему не оставляет попыток заявить о себе на этом поприще. В 2007–м Горовой был также играющим начальником любительской команды «Северная Пальмира».


Сергей Гомонов, полузащитник. И по сей день Гомонов трудится в футболе. Сначала помогал Юрию Антоновичу в «Звезде–БГУ», а сейчас единолично главенствует в команде.


Олег Сысоев, защитник. Кто бы мог подумать, что в судьбе Сысоева произойдет такой поворот. Но факт есть факт. Сейчас бывший игрок МПКЦ работает в конноспортивной школе в Гомеле, тренирует детей. Работает вместе с женой, для которой конный спорт — родной вид. Вот как любовь меняет людей.


Дмитрий Денисюк, полузащитник. Где только он не поиграл за свои неполные 32 года. Был и в «Гомеле», и в «Белшине», и в «Торпедо–МАЗ», и в запорожском «Металлурге». В прошлом году играл в высшей лиге за минский «Локомотив». Правда, дальнейшая карьера под вопросом. Поговаривают, что Денисюк перейдет в «Белшину».


От редакции: Финансовый кризис и сопутствующие этому проблемы, атакующие  футбольные ворота, — это, конечно, неприятно. Что уж говорить про «Дариду» с «Савитом», если стонет «Бавария», да и в мегабогатом «Челси» сложности. Но тут важно помнить вот о чем. Нигде в мире бизнесмены не делают из футбола игрушку. «Поигрался — и бросил» — такого быть не должно. А как же игроки, традиции, болельщики? Профессиональный футбольный клуб — дело дорогостоящее и очень социально ответственное! Что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter