Дом на болоте в наследство

Из Латвии соседу Павлу позвонила дочь Самони — женщины, которую прошлой осенью мы похоронили на местном кладбище. Кристина просила заглянуть в ее отчий дом: есть ли смысл оформлять документы на наследство? Возможно, по ее словам, овчинка выделки не стоит.

Коллаж Юлии Костиковой

Павел, вылечив сломанную зимой ногу, на дальние расстояния не передвигается, вот и обратился ко мне. 

— Ты, Иванович, все равно ходишь в долгие прогулки, а потому тебе нетрудно будет заглянуть на край болота, где расположен дом Самони, и, как говорится, оценить его.

На следующий день, легко позавтракав, отправился в путь. Стояла безоблачная, но ветреная погода. По опыту предыдущих дней предположил, что сильный ветер с Балтики принесет лиловые тучи, которые покружат над озером, но дождем все равно не прольются.

А хороший ливень ждали в округе все, и уже полтора месяца. Не то чтобы дождей не было в этом северном крае страны, но нашу местность небесная влага упорно обходила стороной, у многих пересохли колодцы. А как надоело возить воду с озера для полива огородов!

Дом Самони, к которому сейчас направлялся, расположен на краю болота, но ведет к нему ухоженная лесная дорога. До нее было еще далековато. Вдруг передо мной предстал намертво высохший ручей. Перейдя его, можно срезать большой угол и заметно сократить путь. Впервые за годы, что бываю в этих местах, ручей, направляющийся в небольшое озерцо посреди самого болота, казался совершенно высохшим. Печальное зрелище…

Слегка поразмыслив, начал переходить русло прежде веселого лесного ручья. И зря! Где-то на середине основательно увяз, мои кроссовки скрылись в тягучем иле. Попробовал освободиться — не тут-то было… «Чертов ручей!» — выругался я, но тут же вспомнилась другая картина. Дело в том, что часть этого маленького водоема протекает внутри трубы, присыпанной землей, и пересекает дорогу, по которой ездит разная техника, в том числе тяжелые лесовозы. Порой часть пути, особенно в дождливое время, размывает, и по краям его образовываются достаточно глубокие ямки. В эти своеобразные ловушки могут угодить незадачливые водители. Однажды в одну из них попала Виктория, которая навещала родителей жениха своей дочери. В тот же день и час, погостив у меня на усадьбе, возвращался в столицу приятель Денис. Они с Викторией встретились у ручья, и в незнакомке он не сразу, но узнал одну из пассий своей бурной молодости. Тогда, на отдыхе в Крыму, у них случился роман, но девушка внезапно исчезла, захватив с собой всю наличку из портмоне Дениса. И вот такая встреча!

Виктория его не узнала или же сделала вид, что ничего не помнит, и в слезах ходила вокруг своей иномарки. Денис позвонил мне, а я попросил о помощи фермера Людвига, у которого во дворе стоит трактор. Приятель во время следующего посещения и рассказал мне эту невероятную историю. Оказывается, случаются и такие встречи…

Силенки еще остались, и мне удалось вызволиться из илистого плена. Вышел на другой берег и направился к дому Самони. Первым делом отыскал колодец, чтобы промыть испачканные ноги. Потом огляделся: диковатое, но в целом красивое место. Из рассказов Павла знал, что когда-то в доме располагалась канцелярия местного лесничества, а затем Игнату, мужу Самони, как лучшему кузнецу в колхозе, отдали его в собственность. Тогда и привел он на новоселье местную красавицу Самоню, уже хозяйкой. Никто не знал, почему ее так странно назвали, но девушка и вправду была хороша собой. Вот только радовались они вместе недолго. Коварная болезнь быстро убила Игната, и молодой вдове пришлось одной ставить на ноги сына и дочь.

Дети разъехались и устроили жизнь по собственному разумению. Николай после срочной службы обосновался в Москве, женился, а Кристина в Даугавпилсе занялась предпринимательством и неожиданно преуспела на этом новом для себя деле. Самоня же, повесив амбарный замок на двери хаты, часто сама отправлялась навестить отпрысков. Разумеется, дети каждый раз предлагали остаться у них, но женщина начинала тосковать по своей просторной хате на краю болота, где любила провожать журавлей в далекий путь и где на небольшом сельском кладбище покоится ее Игнат. И вот так случилось, что минувшей осенью саму Самоню привезли сюда в красивом гробу. Мы с Павлом тоже присутствовали на прощании. Занятая своим бизнесом, Кристина не нашла времени заглянуть в родительский дом, отписанный ей по завещанию, потому и попросила Павла оценить его состояние.
Я обошел дом вокруг и мысленно похвалил местных мастеров, которые его когда-то возводили. Ровные крепкие бревна, все еще надежный фундамент. Неподалеку просторная конюшня, тоже сделанная на совесть и теперь на этой пустоши выглядевшая по-прежнему внушительной и добротной. Вид портила только высокая трава повсюду. Но ведь это дело поправимое! Знаю по своей усадьбе, что ее приходится косить за лето не менее трех раз. Зато когда выполнишь такую работу, то впечатление от покоса будто добрый молодец вышел из парикмахерской. 
Каков был мой вердикт? Следует ли Кристине вступать в наследство? Купит ли кто-нибудь у нее эту усадьбу? Не уверен, что найти покупателя будет легко. Да, горожане интересуются отжившими свое жилищами местных крестьян, но чаще и охотнее приобретают все-таки дома вблизи озер и речушек, а не на болоте. Одни реставрируют хаты своими стройматериалами, иные на их месте возводят коттеджи и современные палаты. Есть и еще один вариант: купить у местных властей землю и перевезти туда еще крепкий дом Самони… Но это точно немалые хлопоты и для продавца, и для покупателя. Вряд ли Кристина, поглощенная своим бизнесом, найдет время. Впрочем, это уже ее проблемы. Я свою задачу выполнил, доложу об увиденном Павлу, а он, как говорится, пусть действует по интуиции.

Домой возвращался другой дорогой, поскольку не было ни малейшего желания снова увязнуть в коварной трясине. Перед уходом заметил, что местные журавли, живущие на другом конце болота, похоже, заметили мое присутствие и встревожились. Их громкие голоса нарушили покой, царивший здесь. Неподалеку прополз то ли уж, то ли гадюка — не успел рассмотреть. У самого порога на меня уставилась огромная жаба. Так и не понял, чего она хотела больше: чтобы я поскорее ушел отсюда или, наоборот, ей нравилось, что кто-то скрасил ее одиночество. 

Вечером в беседке, где по привычке размышлял за чашкой любимого чая, вспомнил утреннее приключение у пересохшего ручья. Судьбы Самони, Игната, их детей все-таки разные. Наша жизнь напоминает полноводный ручей, который может пересохнуть, но мы не даем ему это сделать, продолжая стремиться в неведомую даль. Никогда не знаешь, что ждет за горизонтом. Хорошо, что с рождения даруется сила, поддерживающая внутренний дух, который ведет нас от истоков до устья. Порой прихожу в такие часы к мысли, что кем-то великим и невидимым уготовано нам все: и нежданные приключения, и незыблемые закономерности. Так и живем…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter