Новый филиал Мотольского музея народного творчества в деревне Сухое Ивановского района приглашает посетителей

Дом культур

Вавилонская башня… в Ивановском районе

В отличие от героев библейского предания, современные ивановцы, многие из которых представляют разные национальности, живут мирно и понимают друг друга с полуслова. Толерантность местных жителей нашла отражение в новом филиале Мотольского музея народного творчества «Этномир национальных культур», который недавно распахнул двери для посетителей. В канун Международного дня музеев наш корреспондент ознакомилась с его изюминками.

Заведующая филиалом «Этномир национальных культур» Мотольского музея народного творчества Алена КУЗЬМЕНЧУК и научный сотрудник Валентина ВАБИЩЕВИЧ

Море креатива

Ивановский район на Брестчине изобилует музеями. Взять хотя бы агрогородок Мотоль, где есть музей хлеба, музей основателя еврейского государства Хаима Вейцмана, музей народного творчества. В общем, вся Ивановщина усеяна колоритными местами, где есть что посмотреть и чему удивиться. Чтобы окунуться в атмосферу полесского края, туристы приезжают в этот уютный уголок южного региона из разных стран и городов. Но на сей раз наш путь лежал не через Мотоль. Нашли мы еще одно уникальное местечко — деревню Сухое, где недавно открыли новый музей.


Первое, что удивляет в болотистых местах, — название этого населенного пункта. Старожилы рассказывают, что деревню так стали именовать, поскольку размещалась на единственном сухом месте, возле старых кладбищ. Здесь, на возвышенности, столетия назад начали селиться люди. С тех пор много воды утекло, при этом редкая в околицах этого местечка сухость сохранилась только в названии. А вот креатива и «апантанасці», присущей местным людям, — море. В этом убеждаешься сразу, как только переступаешь порог музея «Этномир национальных культур». Он и есть свидетельство мира и согласия между людьми.

Удивительно, но в Ивановском районе сегодня живут представители более 30 национальностей — белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи, татары, цыгане, азербайджанцы, армяне, узбеки, казахи, корейцы и многие другие. О том, что люди тут испокон веков не делились на чужих и своих, символизирует большой венок из разных цветов, изготовленных руками местных мастериц.

— Ранее здесь располагалось здание местной школы, — рассказывает начальник отдела культуры Ивановского райисполкома Валентина Бородинчик. — Когда помещение отдали под наше крыло, обустроили музей. За короткое время культработники активно вели поиск и сбор экспонатов. Так появилась экспозиция.

Соцветие народов

В большом букете — символе многонационального мира Ивановского района — можно найти ромашки, розы, васильки, подсолнухи, кувшинки… У каждого народа — свой цветок, каждый наделен сакральным смыслом. Чтобы претендовать на роль своеобразного символа, он должен соответствовать историческим, культурным, социальным особенностям народа. Более того, быть героем песен, сказок, присутствовать в национальных орнаментах и декоре костюмов. В музее они широко представлены.

Идея и концепция нового филиала решены так, чтобы каждый, кто побывал в нем, с первых шагов понимал: такой миролюбивой атмосферы больше нигде не найдешь. Она ощущается в каждом из шести залов. Здесь и подворье белорусов-полешуков, белорусская, еврейская комнаты, зал чайных церемоний...

Начинаем маршрут с хозяйственного двора, где собраны инструменты, которыми в старину пользовались местные жители. Примечательно, что некоторые из них до сих пор в обиходе здешних хозяек.

Полешуки, лаборы и мотоляне

Проходим в хату полешука. Здесь все — от сделанных своими руками половичков до «маляванак» со сказочными сюжетами — создает неповторимую атмосферу уютного крестьянского дома. Главное место в нем — красный угол с иконами и белоснежными, кружевными по краям рушниками. Рядом с «абразамі» — на пожелтевших от времени снимках — лица. Около десятка фотографий небольшого формата собраны под одним стеклом как самое дорогое напоминание об ушедших близких.

Следующий зал «Лабурская хаза» посвящен старинному местному этническому сообществу — лаборам. Кто они и чем примечательны? Директор музея рассказывает, что в XVIII веке некоторые жители города Иваново (в то время Яново) в поиске дополнительного заработка стали заниматься сбором пожертвований на церковь. Это дело было исключительно мужским. Данная прослойка общества изобрела не только собственный стиль одежды, но и язык. Искусственно придуманная речь использовалась ими во время переговоров в целях конспирации.

Лаборство было занятием наследственным: переходило от отца к сыну. В ХХ веке промысел утратил смысл, а потому постепенно исчез. В наше время доля потомков лаборов среди населения Ивановского района невелика.

Чай с мятой и ромашкой

В музее не только покажут изюминки различных национальностей, но и пригласят на чаепитие по всем правилам этикета разных народов.

— Чай пьют всегда и везде, — говорит Алена Кузьменчук. — Но традиции у каждого свои, как и рецепты бодрящего напитка. В Ивановском районе к чаю обязательно подавали печенье, мед.

Одна из самых интересных изю­минок музея — куклы, тряпичные, фарфоровые, деревянные… Как отмечают работники, эти яркие экспонаты — отражение культурных традиций каждого народа.

— Моя бабушка рассказывала, что древние казахи изготавливали куклы-обереги из ткани, — делится воспоминаниями смотритель Мотольского музея археологии Альфия Кульбеда.

Историческая родина Альфии Рамазановны — село Джаныбек в Казахстане. С мужем-белорусом Петром Кульбедой познакомились в России. Когда молодые люди создали семью, решили поехать жить на малую родину супруга — в деревню Мотоль Ивановского района. Здесь построили дом, родился сын Иван.

Работник музея народного творчества Альфия КУЛЬБЕДА.

— Белорусы — доброжелательный народ, — отмечает Альфия Рамазановна. — В молодости пришлось побывать в разных городах и странах, но нигде не встречали такого гостеприимства.

Приехали в гости, а остались на всю жизнь

Пролегла через Беларусь и линия судьбы Сергея Ашуралиева. Он приехал в Иваново с родителями в 1990-х, когда в его родном Таджикистане вспыхнула гражданская война.

— Приехали сюда, как гости, а остались на всю жизнь, — говорит Сергей Пулатович. — В Иваново нашел любовь, построил дом и сейчас обучаю детей карате. Так что о том, что остался в Беларуси, не пожалел ни разу. Поразила красота природы, чистота улиц и добропорядочность людей. Местное хозяйство предоставило бесплатное жилье и предложило работу.

Руководитель МСК «Асахи» Сергей АШУРАЛИЕВ.

Сергей Ашуралиев задумывается: кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы уехал в Таджикистан. А в Иваново он открыл собственный спортивный клуб по карате. Стал двукратным чемпионом мира, чемпионом Европы, одиннадцатикратным чемпионом Беларуси, воспитал тысячи спортсменов. Но главная его награда, считает, — любимая супруга Татьяна. Она благодаря мужу тоже увлеклась спортом, сейчас ведет группу по шейпингу. Спортивное дело родителей продолжает их дочь Дарина. В свои шесть лет она успела стать пятикратной чемпионкой Беларуси по карате.

Вот уже не одно десятилетие семья Гульмиры Сидорович живет в Ивановском районе. Уроженка Узбекистана вышла замуж за военнослужащего-белоруса. Она рассказывает: готовит плов, самсу, манты — угощает изысками узбекской кухни соседей, а когда едет на историческую родину — для родных и друзей настоящий изыск — белорусский холодник и драники. О тонкостях национальных блюд свидетельствует и музейная экспозиция в деревне Сухое.

Библиотекарь Гульмира СИДОРОВИЧ.

Не полесская глубинка, а центр притяжения

...Слушала искренние рассказы людей и все же не могла до конца понять, почему Ивановский край стал для них таким любимым. Оказывается, все просто: толерантность местных жителей здесь переплетена с комфортными условиями жизни. Никого еще, кто сюда приезжает и с охотой берется за работу, не оставили на улице. Представители разных национальностей в этих местах чтут свои культуру и традиции, но и обычаи белорусов уважают.

Уезжала из Ивановского района с убеждением: этот удивительный край вовсе не полесская глубинка, а самый что ни на есть один из его основных центров. Яркий пример живого музея под открытым небом. Как магнитом эта земля притягивает к себе людей. Приезжая сюда жить, бережно хранят самобытную культуру, привносят и новые оттенки, делая тем самым ее еще богаче.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter