Дом, который построила Инна.

Инна Герасимова только в 90-е смогла открыть для себя свой еврейский народ. Музей истории и культуры евреев Беларуси в Минске за девять лет стал настолько популярным, что сюда приезжают гости не только со всей республики, но и из многих стран мира. Ведь здесь можно увидеть машинку для изготовления мацы — еврейского хлеба, мезузу — шкатулку с молитвой о сохранении дома, семьи, которая прикреплялась к косяку еврейского дома. Безмены, утюги, посуда, которой пользовались евреи... А еще подлинники из минского гетто — желтая лата, дневники, молитвенники и даже пальто, сшитое узницей из одеяла для своей дочки. Интерес к музею вполне объясним: здесь хранится история четвертой по численности национальности, проживающей в Беларуси. А еще — работают люди, по-настоящему преданные делу.

Инна Герасимова только в 90-е смогла открыть для себя свой еврейский народ.

Музей истории и культуры евреев Беларуси в Минске за девять лет стал настолько популярным, что сюда приезжают гости не только со всей республики, но и из многих стран мира. Ведь здесь можно увидеть машинку для изготовления мацы — еврейского хлеба, мезузу — шкатулку с молитвой о сохранении дома, семьи, которая прикреплялась к косяку еврейского дома. Безмены, утюги, посуда, которой пользовались евреи... А еще подлинники из минского гетто — желтая лата, дневники, молитвенники и даже пальто, сшитое узницей из одеяла для своей дочки. Интерес к музею вполне объясним: здесь хранится история четвертой по численности национальности, проживающей в Беларуси. А еще — работают люди, по-настоящему преданные делу.

Национальность надо осознать

История директора музея Инны Герасимовой — типичная история человека, выросшего в Беларуси, любящего свою страну и только в 90-е годы получившего возможность узнать историю народа, к которому принадлежали его предки.
— В послевоенное время отношения к евреям диктовались государственным антисемитизмом, многие родители старались обезопасить своих детей и не воспитывали в них национальное самосознание, — вспоминает Инна Павловна.
Она до сих пор носит фамилию своего русского отца, а мама так и не позволила взять ей свою фамилию, хотя Инне так нравилась ее звучание — Альтшулер (с иврита — “старая синагога”). Мудрая женщина, потерявшая во время войны многих родных, ее мама понимала, что с русской фамилией дочке будет проще жить. Хоть девочка и так нормально жила, не ощущая какой-либо неприязни одноклассников или соседей. Конечно, многое объяснялось местом проживания: Бобруйск — особый город, где еще до 80-х на улицах свободно говорили на идиш не только евреи, но даже белорусы.
— Я без проблем окончила школу, потом театрально-художественный институт, работала в Твери и Бобруйске, — рассказывает Инна Павловна. — Вышла замуж, родила двоих детей. Нельзя сказать, что я не сталкивалась с проявлениями юдофобии или антисемитизма, но большинство обычных людей в Беларуси были всегда толерантны к людям других национальностей. В конце 80-х я попала на первую большую выставку Марка Шагала в Москве, которая произвела на меня ошеломляющее впечатление, а потом — на Всесоюзный еврейский съезд и увидела настоящую еврейскую элиту: ученых, писателей, художников. Я начала интересоваться культурой еврейского народа, стала много читать, поехала на учебу в Москву, потом в Израиль. Изучала язык, историю, культуру евреев и постепенно стала понимать особенности этого древнейшего народа. Возможно, иначе я никогда бы не стала еврейкой. Ведь человек должен почувствовать свою национальность. Если твои родители — белорусы, это еще не значит, что ты белорус. Надо осознать собственную причастность к народу.

Люблю все новое

Вот так постепенно Инна Герасимова начала заниматься еврейской историей, даже диссертацию по ней защитила, работала в различных еврейских организациях. В республике ее диссертация о евреях Беларуси была первой. Правда, в 1938 году была защищена одна диссертация по еврейской истории, но ее автора вскоре расстреляли.
— Мне всегда нравится делать что-то новое, — признается Инна Герасимова. — Вначале была диссертация, потом возникла идея музея. Я много работала в архивах, параллельно собирала у знакомых интересные вещи, чудом уцелевшие во время войны. Но идея долгое время жила только в моей голове. Когда для еврейской общины Минска был приобретен дом на улице Веры Хоружей, 28 и сюда стали перебираться все еврейские организации, я предложила в одной из комнат создать музей.
Инна Павловна добилась разрешения сделать пробную экспозицию по культуре евреев к открытию Минского еврейского общинного дома. “Не понравится — заберете помещение обратно”, — предложила Герасимова. За месяц с друзьями-единомышленниками она создала экспозицию, которая поразила ее первых посетителей. Здесь была история минского гетто, партизанской борьбы белорусских евреев и мирные страницы еврейской культуры.
— За восемь лет музей превратился в настоящий просветительский и исследовательский центр, — рассказывает его директор Инна Герасимова. — О нас знают во всем мире, с нами сотрудничают многие музеи Беларуси и зарубежья. Сейчас, к примеру, мы помогаем создавать экспозицию для Мирского замка, где когда-то размещалось еврейское гетто.

История одной восьмерки

Инна Павловна проводит по музею, подробно рассказывая об экспонатах, а еще — об особенностях культуры еврейского народа.
— Белорусские евреи говорили на идиш — одной из разновидностей еврейского языка, который характерен для Центральной Европы. Особенностью еврейского народа являлось то, что, живя среди других народов, они быстро осваивались и приспосабливали к новым условиям свой язык. Поэтому неудивительно, что в идиш есть много белорусских слов. К примеру, латкес — блюдо наподобие драников — получило свое название от “аладак”. И наоборот, много слов привнесено в белорусский язык из еврейского. Когда в доме проходил обыск и евреи хотели предупредить остальных, что в него нельзя заходить, они рисовали на оконном стекле цифру восемь. На иврите она звучит как “шмона”. Отсюда всем известное разговорное слово “шмонать” — проводить обыск.

Без лишних движений

У евреев в течение года много различных праздников. Как они отмечаются в семьях, часто зависит от религиозности ее членов.
— Мы с мужем очень любим Хануку — праздник света, мира, победы, — рассказывает Инна Павловна. — Иногда отмечаем субботу, это главный праздник евреев. Причем ее начинаем праздновать вечером в пятницу. К субботе нужно приготовиться заранее, потому что в этот день еврей не должен ничего делать. Не всегда это удается соблюдать.
Сегодня евреи отмечают еврейские праздники по-разному. Один их главных еврейских постулатов — свобода выбора: ты выбираешь то, что считаешь нужным. Правда, это могут позволить себе только нерелигиозные люди. У религиозных же евреев все очень серьезно. Существует 613 заповедей, которым они обязаны строго следовать. В субботу, например, евреи не вправе даже нажать кнопку лифта. Быть евреем по закону — непросто.

С чем едят галки?

К праздникам готовят традиционные блюда. На Песах, например, галки из мацы. Делается это следующим образом: перекручивают мацу до состояния муки, добавляют немного куриного жира или сливочного масла, разбивают яйцо. Замешивают тесто, из которого формируют небольшие шарики — галки, которые бросаются в уже сваренный куриный бульон. На еврейский Новый год Рош а Шана, который празднуется обычно осенью, в еврейских семьях подают на стол яблоки с медом — символ начала нового года и обязательно готовят блюда с медом, чтобы год был сладким. К примеру, лейках.
У белорусских евреев очень популярны блюда из картофеля. Часто готовят рыбу и птицу. Вообще еврейская кухня считается очень полезной. Врачи по достоинству оценили еврейский закон раздельного питания. Мало того, что евреи никогда не мешают молочное с мясным — они даже посуду от этих продуктов моют в различных мойках.
Мы идем с Инной Павловной от одного экспоната к другому. Она делится новыми идеями. В планах у нее, например, создать карту, на которой были бы нанесены все синагоги Беларуси — действующие, перестроенные, уничтоженные. Инна Павловна надеется, что музей когда-нибудь приобретет статус государственного. Тогда-то, верит она, у нее появится время закончить все задуманные книги и статьи, ведь столько накопилось интересной информации, которой хочется поделиться.

27 января во всем мире отмечается Международный день памяти жертв холокоста. Именно в этот день в 1945 году Советская Армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти “Освенцим-Биркенау” в Польше, где нацистами было уничтожено около полутора миллионов евреев и представителей других национальностей. В этот день зажигают шесть мемориальных свечей, символизирующих шесть миллионов погибших во время Катастрофы европейского еврейства. Памятные мероприятия 27 января проходят и в Беларуси, где в 260 гетто было уничтожено свыше 800 тысяч человек.

Лейках медовый
Мука — 2—2 1/2 стакана, яйцо — 3 штуки, сметана — 200—250 г, мед — 1 стакан, сахар — 1 стакан, растительное масло — 1 столовая ложка, гвоздика — 1 чайная ложка.
Яйца растирают с сахаром, добавляют сметану, мед, гашеную соду, растительное масло, муку, гвоздику. Все перемешивают, чтобы тесто имело консистенцию сметаны. Форму хорошо смазывают сливочным маслом, выкладывают тесто и выпекают в духовке около 40 минут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter