В Белорусском государственном молодежном театре прошла премьера «Дом посреди весны»

Дом из воды и тумана

В Белорусском государственном молодежном театре прошла премьера «Дом посреди весны». Спектакль поставил известный литовский режиссер Саулюс Варнас, которого театралы хорошо знают по работе в Могилевском областном драматическом театре. В 2019 году Варнас оставил в Могилеве пост главного режиссера, но сердечных связей с нашей страной не прервал. В Гродно выпустил метафизическую драму «Когда мы мертвые пробуждаемся» по Генрику Ибсену. А теперь и спектакль в молодежном по мотивам любимой им пьесы Эжена Ионеско «Жажда и голод». 

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО БГМТ.

Господин Варнас — представитель сложного, ассоциативного авторского театра. Его постановкам свойственны неспешность и медитативность, особый поэтический символизм. Зачастую они обращаются к подсознанию зрителя. Кого-то это приводит в восторг, кто-то к такой холодной интеллектуальной игре остается равнодушен. Излишняя многозначительность намеков, взглядов и пауз в спектаклях Варнаса кажется порой преувеличенной, а темп — старомодным. Наследуя претенциозную модель «театра не для всех», иногда его спектакли выглядят чересчур сентиментальными. Порой кажется, что все это мы уже где-то видели. Тем не менее его постановки всегда предлагают внебытовой взгляд на происходящее, сложную игру смыслов. В них часто по-новому и совершенно с неожиданной стороны раскрываются актеры, а не это ли главное? 

Вряд ли такие спектакли будет любить массовый зритель, но избранная публика их всегда примет с благодарным чувством приобщения к чему-то изысканному и элитарному. 

Постановки Варнаса, как фильмы Андрея Тарковского, картины Пабло Пикассо, требуют от зрителя особенного настроения и сосредоточенности и внимания. 

Спектакль по пьесе «Жажда и голод» режиссер уже ставил в Могилеве. Главную роль там исполнял Иван Трус, и это была одна из лучших работ плодотворного тандема актера и режиссера. Трус оказался настолько органично впаян в свою сложную роль, что после его переезда в Минск и ухода режиссера из могилевского театра спектакль исчез из репертуара. В минской постановке, которая настолько сильно отличается от могилевской версии, что язык не повернется называть ее переносом, в главной роли увидим актера Дмитрия Бойко. В могилевском спектакле жанр был обозначен поэтически «чудо весны», в минском он определен как «иллюзии любви», что в общем-то неподготовленному зрителю задачи не облегчает. 

В какой-то момент главный герой Жан, почувствовав упругую дрожь в мускулах и поддавшись непреодолимому «зову странствий», оставляет дом, семью и отправляется в долгое путешествие, чтобы найти ответы на мучающие его вопросы. Все тело и душа Жана наполняются живительным эликсиром духовного поиска. За время путешествия он встретит немало эксцентрических персонажей и всерьез задумается о смысле жизни и тайнах бытия. В повествовании немало абсурдных ситуаций и гротеска. В ярких и странных образах перед нами предстают Наталья Подвицкая, Иван Щетко, Александр Пашкевич и другие актеры. Происходящее выглядит причудливым калейдоскопом довольно странных и разрозненных сцен и в единую картину пока не складывается. Притча буксует по затейливо выстроенному режиссерскому бездорожью, актеры то и дело выскакивают в зал, образы и сцены громоздятся друг на друга, образуя загадочный хаос. Испытываешь невероятное облегчение, когда авантюра Жана заканчивается гармонией и примирением. 

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter