Дом, где согреваются сердца

В Минске проходит акция «Ветеранам российского кино и театра»
В Минске проходит акция «Ветеранам российского кино и театра»

Рассказами о драматических судьбах многих звезд советского экрана уже никого не удивишь. Помочь же им, проявить милосердие, сердечность способны немногие.

В минском Доме милосердия началась благотворительная акция «Ветеранам российского кино и театра», организованная совместными усилиями Московской Патриархии, международным форумом «Золотой Витязь», Российским клубом православных меценатов. На отдых и медицинскую реабилитацию приехали актеры, создавшие некогда славу советскому кинематографу и театру: Татьяна Самойлова («Летят журавли», «Анна Каренина»), Николай Пастухов («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви»), Ирина Печерникова («Доживем до понедельника»), Алексей Ванин («Калина красная», «Джентльмены удачи»), Геннадий Корольков («Трактир на Пятницкой») и другие.

— Идея акции возникла во время нашей встречи с директором международного фестиваля «Золотой Витязь» Николаем Бурляевым в Даниловском монастыре, — рассказывает протоирей Федор Повный, председатель координационного совета департамента внешних связей Белорусского Экзархата, настоятель Всехсвятского прихода, руководитель минского Дома милосердия. — Это произошло после того, как мы посмотрели документальный фильм, в котором рассказывалось, в каком бедственном положении живут звезды российского кино и театра. Конечно, претворить идею в жизнь было сложно. Но поддержка пришла от Клуба православных меценатов России и «Российских железных дорог». Вполне возможно, что акция получит свое продолжение. Ведь в России 1.500 актеров находятся за чертой бедности. К сожалению, это наша реальность...

Трое актеров приехали в Минск со своими женами. Одна из них — Нина Ивановна Ванина, жена Алексея Захаровича. Ее родители, кстати, из Минска.

— Мой отец работал начальником поезда Владивосток — Москва, — вспоминает Нина Ивановна, — а мать инженером–технологом на минском хлебозаводе. Мне очень хотелось побывать здесь. Тем более что нам очень понравилось у вас на кинофестивале «Лiстапад».

— Символично, что ваш приезд совпал с Великим постом — временем переосмысления и духовного преображения...

— Да. Это символично. Но пост в гастрономическом смысле нам не грозит. Насчет питания мы придерживаемся широких взглядов. К тому же кормят здесь очень хорошо.

У мужа Нины Ивановны, заслуженного мастера спорта по греко–римской борьбе, неоднократного призера СССР, заслуженного артиста России Алексея Ванина, которому в январе исполнилось 82 года, тоже свои особые отношения с Минском: в далеком 1948 году он выступал на помосте Белорусского государственного цирка во время всесоюзного первенства по греко–римской борьбе и занял второе место.

— Да, это было практически единственное уцелевшее здание в Минске после войны! — вспоминает Алексей Захарович. — В 1954–м я дебютировал в кино в роли Ильи Громова в «Чемпионе мира». За свою карьеру снялся на «Беларусьфильме» в нескольких фильмах, в том числе у Коли Еременко–младшего в фильме «Сын за отца». Это, кстати, мой последний фильм в творческой биографии. Помню, как Коля закончил ВГИК и я его пристрастил ходить в баню париться... Мы нормально дружили. А с его отцом я снимался в Казахстане в фильме «Вкус хлеба».

Для звезды фильма «Доживем до понедельника» Ирины Печерниковой Минск памятен прежде всего съемками фильма «Голубой карбункул» — иронической экранизации одного из рассказов Конан Дойля. Впечатления остались замечательные. Совсем недавно в «желтой» прессе подробно обсуждали трагический финал брака Печерниковой с актером Владимиром Соловьевым.

— Боже мой, за это время на меня вылили столько грязи... Несправедливо.

Пережить ей пришлось многое, как и актеру Геннадию Королькову, в свое время поработавшему гардеробщиком в ночном ресторане при Театре киноактера.

...В 1958 году фильм «Летят журавли» сделал Татьяну Самойлову звездой первой величины, картина получила «Золотую пальмовую ветвь». Она до сих пор влюблена в Калатозова, как может быть влюблена актриса в режиссера. «Эти его серые глаза... Эти волосы...» По степени таланта она также не может никого сравнить с мастером, который на площадке безоговорочно доверял не ей, а Алексею Баталову. А спустя 10 лет Самойлова снялась в легендарной ленте «Анна Каренина».

Но после двух блистательных ролей актриса оказалась невостребованной. На десятилетия. Лишь некоторое время назад снялась в боевике Александра Атанесяна «24 часа», выпустившего недавно фильм «Сволочи». В Минске, гуляя по двору Дома милосердия, актриса вздыхала:

— Это рай, это просто рай... На «Беларусьфильме» я снималась в фильме «Калейдоскоп» по Рею Брэдбери. Вы знаете, у Вознесенского инсульт?..

— Татьяна Евгеньевна, почему люди, которые отдали все свои силы советскому кино, театру, ничего не получили взамен?

— Не только кино, всей культуре. Это наша беда. Спасти может только медицина. Но что вам думать об этом, вы еще очень молоды...

— После долгого перерыва вы снялись у молодого режиссера Атанесяна. А также...

— ...в фильме «Сен–Жермен», в экранизации аксеновской «Московской саге». Это мои времена — Буденный, пионерский лагерь «Артек».

— Желаю вам обрести здесь душевное равновесие...

— Спасибо, оно у меня есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter