«Пенсия маленькая, а здесь и пряники, и конфеты»: как живут одинокие старики Ивьевского района в доме самостоятельного совместного проживания

Дом без одиночества

Гродненщина первой в стране стала создавать дома самостоятельного совместного проживания для одиноких пожилых людей. Как показывает опыт, они выгодно отличаются от традиционных домов престарелых и специальных интернатов рядом преимуществ. В этом мы убедились, побывав в гостях у постояльцев одного из таких социальных объектов.

Одиноким предоставляется… детсад

Дом самостоятельного сов­местного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (так он официально называется) в деревне Центральной Ивьевского района появился год назад. Под него приспособили неиспользуемый детский сад при въезде в деревню. Нашли спонсоров и благотворителей. Одни дали деньги, другие привезли мебель, бытовую технику, покрывала, шторы и кухонную утварь. Опустевшее без дела строение получило новую жизнь и сегодня радует глаз. Кто же сегодня здесь хозяйничает?

— Практически у всех этих людей есть дети, — рассказывает по дороге в деревню директор Территориального центра социального обслуживания населения Ивьевского района Кристина Трофимчик. — Одни сами не особо занимались в молодости воспитанием своих чад, у других — такие отпрыски, от которых их самих нужно теперь защищать.

Постояльцы встречают нас на крыльце. Ляля Шек здесь за старшую. Несмотря на свои 79, она гораздо активнее более молодых соседей.

— Вообще-то по паспорту мне только 74. Думали, не приедете. Ребята уже переоделись. Фотографировать будете? Ой, ну тогда и я другую кофточку надену, — машет рукой бойкая хозяйка и исчезает за дверью.

Семь мужчин и женщин из разных деревень Ивьевского района живут в пяти комнатах, оборудованных современной мебелью. В гостиной — большой телевизор. Есть даже тренажерный зал. Кухня укомплектована техникой и утварью.

Дамы и кавалеры

Ляля Богдановна давно приехала в Беларусь из Узбекистана, схоронив там двоих сыновей. Трудилась когда-то в местном колхозе дояркой.

— Люблю готовить, — признается женщина.

— А чем балуете соседей?

— Могу плов сделать, лагман, спагетти, пироги разные, — перечисляет блюда Ляля.

— А живете дружно?

— Я с ними строго, — кивает хозяйка в сторону мужской компании. — Если что, то могу и прикрикнуть. Слушают.

— А свободное время как проводите?

— Да какое свободное? — удивляется Ляля Богдановна. — Весь день на кухне топчусь. Ребята территорию убирают. А вот домино не хватает. Просила купить и деньги давала. Нигде не нашли. Вечерами в карты можем сыграть с кавалерами нашими.


А вот и они, приодевшись, подоспели. Франтишек Янецко — не старый еще мужчина с грустными глазами. Как здесь оказался? Почему один?

— Была когда-то семья, — как будто извиняясь, рассказывает пожилой сельчанин. — Развелись давно. Дочка живет в Лиде. Я ее и не узнал бы уже.

— Пили?

— Да… — опускает голову Франек. — Шофером работал когда-то. Но потом уже не смог.

— Хорошо вам здесь?

— Не жалуюсь. Кормят. В родительском доме один остался. Пенсия маленькая. А здесь и пряники, и конфеты. Хочешь кефир — пожалуйста.

У каждого, кто переступил порог этого дома, своя печальная история. От одинокой старости никто не застрахован. Главное условие подобного проживания — все жильцы должны самостоятельно за собой ухаживать. В противном случае их переводят в отделения круглосуточного пребывания.

Экономично и экологично

— В нашем районе это второй дом совместного самостоятельного проживания, — рассказывает Кристина Трофимчик. — Он рассчитан на 9 койко-мест, два из которых — кризисные. Такая форма работы менее затратная. К примеру, обслуживание в отделениях круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста в деревнях Лукашино и Некраши в месяц стоит около 500 рублей, из них половину оплачивают пожилые люди, а вторую покрывают средства районного бюджета. Здесь же все затраты несут сами пожилые люди, и даже при самой низкой пенсии они получают достойные условия проживания. Более того, часть пенсии — после оплаты за «коммуналку», электроэнергию, топливо и так далее — остается на личные нужды.

Во многом совместная жизнь незнакомых пожилых людей напоминает долгосрочный отдых в санатории. Многие о таком комфорте и не мечтали. Соцработник живет неподалеку, по первому звонку спешит на помощь. Основная часть пенсии жильцов дома уходит на питание. Однако с недавнего времени у пожилых людей появилась возможность сэкономить.

— В августе было завершено строительство локального очистного сооружения для этого дома, — рассказывает директор ТЦСОН. — Теперь сточные воды от учреждения очищаются с помощью грунтово-растительного фильтра. Технология помогает избавиться от затрат на вывоз сточных вод и уменьшить воздействие на окружающую среду. Такая система очистки широко используется в Европе — в сельской местности, где нет централизованной канализации.

Кристина Трофимчик приводит цифры:

— Использование такой технологии помогает учреждению сократить расходы на услуги по вывозу сточных вод приблизительно на 1.200 рублей в год. Планируем реализовать еще несколько проектов по энергосбережению в наших домах и отделениях для пожилых людей. Они предусматривают и солнечные панели, и гелиоустановки.

На Гродненщине используют разные формы помощи уязвимым категориям граждан. Кроме домов самостоятельного совместного проживания, организовано 70 домов-зимовок, 133 приемные и гостевые семьи, а также десять замещающих для одиноких пенсионеров. Порой именно там старики начинают новую жизнь…
Первую коммуналку для одиноких пенсионеров открыли в Гродненской области в 2011 году в Сморгонском районе. С тех пор в области появилось 25 домов самостоятельного совместного проживания для пожилых людей.
kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter