Дом без насилия.

Едва ли не главную роль в том, что семейная тирания продолжает оставаться актуальной проблемой современного общества, играет сложившаяся за века психология жертвы.
Едва ли не главную роль в том, что семейная тирания продолжает оставаться актуальной проблемой, играет сложившаяся за века психология жертвы.

Куда сегодня может скрыться от своего тирана жертва бытового насилия? Есть ли возможность привлечь к административной или уголовной ответственности мужа, шантажирующего жену и угрожающего ей? Правда ли, что в последнее время все больше мужчин жалуются на то, что их избивают собственные жены? На эти и другие вопросы наших читателей в ходе прямой линии, прошедшей в редакции “НГ”, отвечал заместитель министра внутренних дел Николай МЕЛЬЧЕНКО.

Три с половиной года назад Беларусь стала первой страной на постсоветском пространстве, в которой законодательно были заложены основы предупреждения некоторых видов преступлений, в том числе и в сфере семейно-бытовых отношений. Речь идет о принятом 10 ноября 2008 года Законе “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”. В соответствии с этим документом под насилием в семье понимаются умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободу, законные интересы и причиняющие ему физические или психологические страдания.

На деле, однако, признается очевидное: доказать некоторые из таких вот “умышленных действий” и наказать за них злоумышленника порой бывает нелегко. Во-первых, из-за некоторых пробелов в унаследованном с советских времен законодательстве. Во-вторых, из-за психологии многих белорусских женщин — жен, любовниц, дочек, матерей, которые чаще всего и становятся объектом домашней тирании. И если в законодательном плане семейных агрессоров в самом ближайшем времени, как ожидается, “свяжут по рукам”, то переломить воспитанный целыми поколениями “синдром жертвы” ни один нормативный акт не в силах. Увы, до сих пор многие наши семьи живут по принципу “бьет, значит, любит”.

 Внимание!

Как не стать жертвой домашнего тирана? Что делать, если в вашей семье уже имеет место насилие?

1. Если сложилась критическая ситуация, постарайтесь немедленно покинуть квартиру.
2. Попросите соседей, которым вы больше других доверяете, вызвать милицию сразу, как только они услышат крики из вашей квартиры.
3. В случае, если вы не можете покинуть квартиру или дом, где живете, необходимо:

  • запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
  • позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
  • если вы не смогли добраться до ванной комнаты, распахните настежь окна, постарайтесь привлечь внимание прохожих.

4. Если вам удалось выбраться на лестничную площадку, звоните во все двери, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить пыл нападающего, а у вас будут свидетели в случае, если вы обратитесь в милицию.

— Добрый день, Николай Александрович! Беспокоит вас Виктор из Гомельского района. Расскажите, пожалуйста, что это за акция “Дом без насилия”, которую, я слышал, ваше ведомство проводит сейчас по всей Беларуси? Спасибо.

— Действительно, с 1 по 30 апреля текущего года на территории страны проводится профилактическая акция “Дом без насилия”, цель которой — привлечь широкие слои населения к оказанию помощи и содействию государственным органам в решении проблем бытовой тирании и семейного неблагополучия. Не секрет, что во многих случаях проблема домашнего насилия носит латентный характер. А между тем в Беларуси ежегодно около 100 человек погибают от рук близких. Все это фактически происходит на глазах соседей, друзей семьи, родственников, просто знакомых. Нашему обществу пора уяснить: насилие в семье — это не просто бытовой конфликт, это преступление! Вот почему так важно наладить непрерывный взаимообмен информацией между гражданами, госорганами и общественными объединениями о фактах насилия в отношении близких и мерах, принимаемых по их предупреждению и пресечению. В период действия акции распространяются тематические листовки, буклеты, профилактические памятки на счетах-извещениях об оплате коммунальных услуг, создаются и обновляются на интернет-сайтах специализированные страницы по проблеме насилия в семье. Проводятся также обучающие семинары для сотрудников органов внутренних дел, по труду, занятости и социальной защите, работников образования и здравоохранения по тактике и приемам работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, допускающими насилие в семье, и их близкими.

— Меня зовут Татьяна, я из Микашевичей. Николай Александрович, помогите, пожалуйста, решить мою проблему. В апреле 2006 года я вышла замуж, через месяц купили с мужем по кредиту трехкомнатную квартиру, кредит уже выплачен. В браке родился ребенок, но мой муж оказался настоящим психологическим тираном. Несколько месяцев назад мы ушли от него на съемную квартиру, но я, конечно, разрешаю мужу видеться с ребенком. К сожалению, супруг не оставляет меня в покое: сыплет угрозами, требует, чтобы при разводе я оставила квартиру ему, шантажирует, что отнимет ребенка. Из-за постоянных скандалов и стрессов мой малыш поздно начал говорить, сильно переживает. Муж не поднимает на меня руку, но изводит оскорблениями. Я уже не раз жаловалась на такое невыносимое существование в милицию, с ним проводили профилактические беседы, но результат нулевой. Мне очень тяжело сейчас и морально, и материально. Скажите, есть ли возможность угомонить психологического насильника? И еще: может, вы порекомендуете какого-нибудь грамотного юриста в нашем Лунинецком районе?

— Татьяна, оставьте свои координаты, попробуем максимально вам помочь. Сейчас необходимо настаивать на разделе совместного имущества. Что же касается вашего супруга, то здесь я ничем не могу вас обрадовать: сегодня наше законодательство не предусматривает для так называемых психологических тиранов каких-либо штрафов или же административного ареста. Максимум — это профилактические беседы, которые стражи правопорядка, как вы рассказали, уже неоднократно проводили с вашим мужем.

Но мы активно инициируем дополнения в наш Кодекс об административных правонарушениях. В том числе и за причинение психологических страданий, и за нанесение побоев, от которых не остается следов (есть такие семейные “ювелиры”).

Проект закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об основах деятельности по профилактике правонарушений” предусматривает ряд запретительных и обязывающих положений для лица, совершившего насильственные действия в отношении близких, так называемое защитное предписание. Например, запрет на контакт с жертвой, на звонки. Возможно, этим дело не ограничится и домашнего дебошира смогут на определенный срок вообще изолировать от близких. Или же принудить его пройти курс психологической реабилитации, ведь не секрет, что нередко причиной семейной тирании становится неуравновешенная психика главного дебошира.

— В европейской практике женщины с детьми, которые подвергаются семейному насилию, имеют возможность уйти из опасного дома и некоторое время пожить в специализированных охраняемых убежищах. Сколько таких безопасных зон существует у нас в стране, кому они принадлежат и какие есть планы по расширению их сети?
Ольга, Минск

— Ольга, вы задали один из самых наболевших вопросов, причем не только для работников органов внутренних дел. Увы, на сегодняшний день таких приютов в нашей стране нет. Они попросту не были предусмотрены законодательством, доставшимся нам в наследство еще с советских времен. Существуют кабинеты психологической помощи при территориальных центрах социального обслуживания населения, но, во-первых, жертвы бытовой тирании не могут задержаться там хотя бы на несколько дней, а во-вторых, один такой кабинет на центр — этого слишком мало, учитывая, сколько членов семей у нас оказываются в опасном положении. Определенную помощь потерпевшим от бытового насилия оказывают общественные объединения “Гендерные перспективы” (8-029-645-31-65), Белорусская ассоциация молодых христианских женщин (8-017-296-37-45), ОО “Радислава” (8-017-280-28-11). Есть также круглосуточная прямая линия МВД по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей (8-017-372-73-87). Нашим ведомством детально проанализирован мировой опыт, в том числе — ближайших соседей. На международном уровне проблема насилия в семье затронута в целом ряде нормативных правовых актов. МВД внесло предложения в проект закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”, разрабатываемый Генеральной прокуратурой. Подготовка законопроекта уже окончена, в ближайшее время планируется его внесение в парламент. Одно из нововведений, которое появится в законе, касается положения о создании социальных приютов для лиц, пострадавших от физического насилия или психологического воздействия. В таких приютах будет оказываться круглосуточная помощь жертвам домашней тирании и проводиться коррекционная работа с теми, кто допустил насилие в семье.

— Поступают ли на вашу прямую линию звонки от мужчин с жалобами на физическое насилие со стороны жены? Как вы думаете, чем объясняется поведение женщины, поднявшей руку на своего спутника жизни? Не кажется ли вам, что мужья просто доводят своих жен до такого финала?
Елизавета АЛЕКСАНДРОВИЧ, Витебская область

— Если брать статистику за прошлый год, то в общей сложности 20 процентов всех зафиксированных фактов бытового насилия — это случаи, когда мужчины пострадали от своих жен или подруг. Что касается моих размышлений на тему, кто довел женщину до подобного преступления, скажу так: с жизненными перипетиями, приведшими к трагическому исходу, разбирается суд. Мы же обращаем внимание прежде всего на голые факты. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, когда жертвой от руки женщины стал мужчина, либо оба участника событий, либо только преступница были пьяны. Вообще в состоянии алкогольного опьянения совершается более 85 процентов всех бытовых убийств и свыше 90 процентов тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего.

— В последние годы мы как-то замалчиваем факты убийств на бытовой почве. А между тем обществу нужно знать, что происходит у него под самым носом, в соседней квартире, в семье родителей подруги дочери... Какие из вопиющих случаев домашней тирании, произошедшие в последнее время, запомнились вам больше всего?
Геннадий ДРАГУНОВ, Минск

— Каждый такой случай, жертвой которого становятся мать, жена, ребенок, пожилой родственник, оставляет свой след в памяти. Особенно страшно, когда происходят разборки отцов и детей. В январе текущего года, например, Ленинским районным отделом Следственного комитета (Гродно) возбуждено уголовное дело в отношении местного жителя. Мужчина, опять-таки в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры дважды ранил ножом в грудь своего 31-летнего сына. Пострадавший скончался на месте. Все чаще жертвами своих родственников становятся пожилые люди. Месяц назад в деревне Хальч Ветковского района ранее судимый нетрезвый мужчина (как видим, это уже тенденция!) во время семейного скандала до смерти избил свою пожилую мать. Злоумышленник задержан. А вот еще один пример: трагически закончилось празднование Рождества для супругов-пенсионеров из Могилева. Во время застолья жена стала вспоминать отрицательные поступки мужа, которые он совершил в прошлом. Не выдержав унижений в свой адрес, мужчина схватил со стола нож и нанес супруге удар в живот. Пострадавшей вызвали бригаду “скорой”. Возбуждено уголовное дело...

 Справка “НГ”

Насилие в семье подразделяется на четыре подвида — психологическое, сексуальное, экономическое, физическое.

Психологическое насилие — это нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже.

Сексуальное насилие — это совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждение партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Экономическое насилие — это материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или учиться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Физическое насилие — это воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда, выражается в нанесении увечий, побоев (пинки, шлепки, толчки, пощечины), иногда приводящих к смерти.

— Можно ли квалифицировать ущемление мужем личной свободы жены как психологическое насилие? Супруг моей приятельницы запрещает ей встречаться с подружками, отбирает ключи от квартиры, чтобы она никуда не выходила, проверяет ее мобильный телефон... Его можно привлечь к ответственности за психологическую тиранию?
Марина, Минский район

— Вы знаете, Марина, следует очень четко разграничивать психологическое насилие и элементарное отсутствие культуры общения супругов в браке. Не думаю, что органам внутренних дел следует вмешиваться в подобные истории. Все-таки налицо банальная ревность. А попытка контролировать жену — это не моральное насилие. Женщина, живущая с таким собственником-мужем, вправе выбирать: терпеть подобное отношение или же поставить ревнивца на место, в крайнем случае развестись. Это не криминал. За ревность мы, к счастью, мужей и жен не судим.

— Каким образом можно доказать факт сексуального или экономического насилия? Вообще такие жалобы от жертв поступают? Вам не кажется, что наши советские женщины (да и дети тоже) так воспитаны, что ни за что не признаются в откровенных издевательствах над собой из чувства стыда?
Ирина ШЕВЕЛЕВА, Новогрудский район

— В определенной степени в ваших словах есть доля правды. Да, к сожалению, нередко супруги для поддержания видимого семейного благополучия не спешат афишировать создавшуюся конфликтную ситуацию. Но ни в коем случае нельзя замалчивать факты физического насилия, побоев. Помните: безнаказанность — наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. В 95 процентах случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Если конфликт между супругами в какой-то мере их личная проблема, то на проблему насилия в отношении детей мы и все заинтересованные государственные органы смотрим абсолютно в иной плоскости. Считаю, что в нашей стране создана стройная система профилактики таких правонарушений — начиная от детского сада, школы, учреждений здравоохранения и заканчивая прокуратурой, органами внутренних дел, местной властью.

В своем вопросе вы затронули два аспекта насилия — сексуальное и экономическое. По первому отвечу кратко. Уголовный кодекс содержит целую главу — преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, где предусмотрена ответственность за изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия и так далее. То есть таким деяниям дана четкая правовая регламентация.

Сложнее для нашего человека понять, что же такое экономическое насилие. Необходимо четко уяснить, что оно может быть наказуемым, если совершено в отношении зависимого человека. Например, по отношению к инвалиду, нетрудоспособному члену семьи, который самостоятельно себя содержать не может. Часто у обывателя, особенно женщин, бытует мнение, что злоупотребляющий спиртным муж, который не отдает ей всю заработную плату, совершает по отношению к ней правонарушение. Да, такое поведение мы нисколько не поощряем, у нас есть действенные рычаги воздействия, вплоть до направления алкоголика в лечебно-трудовой профилакторий. Но все же там, где оба супруга работают, должна быть активной позиция и наших граждан. Закон позволяет жене (мужу) обратиться с исковым заявлением в суд для частичного ограничения своей половины в дееспособности, что позволит официально получать за нерадивого заработную плату. Если все же не уверены в себе — напишите такое заявление в милицию. Наши сотрудники в любой ситуации соберут необходимые документы, направят ходатайство в прокуратуру. Кстати, по подготовленным нами материалам уже в текущем году в дееспособности ограничено свыше 430 человек. Хотя материалов было собрано значительно больше, все же последнее слово за судом.

 — Николай Александрович, как вы относитесь к введению в нашей стране практики так называемой ювенальной юстиции, которая обрела популярность на Западе, в Украине и в России?
Игорь ВОЛОЧКО, Горки

— Вы имеете в виду правовую основу западной модели системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, которые совершают несовершеннолетние? Считаю, что как таковая она у нас давно есть и успешно практикуется, только называется иначе. Делами лиц, не достигших 18 лет, у нас занимается инспекция по делам несовершеннолетних в тесном сотрудничестве со школьными педагогами и психологами, предусмотрена особая процессуальная процедура при разбирательстве по фактам преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Это именно то, что вкладывается в понятие ювенальной юстиции. Кроме того, у вас, Игорь, не совсем верная информация. Однозначное решение о необходимости ювенальной юстиции в настоящее время не принято ни в России, ни в Украине.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter