Дом без хозяина.

Немало новых домов на селе оказываются невостребованными. Корреспондент “НГ” попытался выяснить почему. Президентская программа жилищного строительства на селе стала одной из основных составляющих масштабной программы возрождения его, привнеся в сельский пейзаж не только современные архитектурные формы, но и бытовые условия, приближенные к городским. Несмотря на то что на возведение коттеджей уходят немалые кредитные средства, практически ни один руководитель сельхозпредприятия не отказывается от того, чтобы “подновить” деревню ежегодно пятью красивыми комфортабельными домиками. А во многих хозяйствах уже появились целые новые улицы.

Немало новых домов на селе оказываются невостребованными. Корреспондент “НГ” попытался выяснить почему.

Президентская программа жилищного строительства на селе стала одной из основных составляющих масштабной программы возрождения его, привнеся в сельский пейзаж не только современные архитектурные формы, но и бытовые условия, приближенные к городским. Несмотря на то что на возведение коттеджей уходят немалые кредитные средства, практически ни один руководитель сельхозпредприятия не отказывается от того, чтобы “подновить” деревню ежегодно пятью красивыми комфортабельными домиками. А во многих хозяйствах уже появились целые новые улицы.

Эта мера практически сняла остроту жилищной проблемы на селе. Каждый нуждающийся в крове, специалист или работник, получил его. В некоторых же регионах Могилевщины активное жилищное строительство в деревнях породило другую проблему: незаселенность новых коттеджей. По данным Комитета государственного контроля, на конец нынешнего мая в области незаселенными оставались 239 новых домиков. Таким образом, простаивала недвижимость общей площадью 22,2 тысячи квадратных метров, на строительство которой было затрачено более 42 млрд рублей. С учетом стесненности банков в кредитовании, необходимости возврата кредитов в определенные сроки такая несерьезность в использовании жилья в деревне кажется вопиющей расточительностью.
Однако, как выясняется, ситуация не так уж и драматична. Домики пустующими в основном считаются де-юре, поскольку документация на них и заселение жильцов не оформлена в полном объеме. Не отведена земля, не проведены необходимые процедуры через БТИ. Как часто бывает, правление кооператива приняло решение, выдали человеку ключи — вот он и живет. Тем более до недавнего времени проводить документальное оформление хозяйства должны были за соб-ственные средства. А в сумме они получались немалые. Вот и обходились без “лишних” бумажек. Сейчас разрешено оформлять документы из средств сметной стоимости. Поэтому, надеемся, проблема разрешится. Де-факто же имеем вот что...
Скажем, в Белыничском районе пустующими считаются девять коттеджей: семь в СПК “Колхоз “Родина”, один в СПК “Ильковичи” и один в ОАО “Белыничский райагропромтехснаб”. Причем в “Родине” четыре жилых дома пустуют аж с 2007 года, дом в “Ильковичах” — тоже.
В отношении первого хозяйства как-то не совсем верилось в такую расточительность. Его руководитель Александр Лапотентов — один из самых опытных колхозных вожаков, а СПК — экономически успешное предприятие. В беседе с заместителем председателя хозяйства Галиной Шлапаковой выяснилось, что все коттеджи в свое время были заселены. Но одни их обитатели решили, что сельский труд не для них, и покинули колхоз. С другими пришлось расстаться, потому что не приняли они довольно жестких требований соблюдения трудовой дисциплины, существующих в “Родине”.
— Мы стремимся не принимать на работу кого попало, —  продолжает Галина Игнатьевна. — Стараемся сначала приглядеться к человеку, узнать, что он представляет собой как специалист. Не всегда удается угадать, поэтому и приходится заселять домики по нескольку раз. А вообще за последние два года хозяйство обеспечило жильем 37 семей. Все строения оформлены согласно требованиям. Образовалась в Вишово целая улица — Петропавловская. Вот недавно пришла в “Родину” молодая зоотехник-селекционер Наталья Азаронок. Захотела жить в отдельном доме, заниматься огородом. Еще один коттедж ждет семью механизатора, который приходит в хозяйство. Выделим жилье двум врачам, которые собираются работать в нашей амбулатории, учительнице местной школы и работнику сельского Дома культуры. Зарезервированными остаются всего два коттеджа: для специалистов, в которых СПК нуждается. И поскольку больше потребности в них нет, нынче жилищных новостроек в “Родине” не будет. А там посмотрим...
Выясняется, что резервное жилье не остается без надзора. За ним присматривает специальный человек, в зимнее время — протапливает. Поэтому дома и не ветшают, не растаскиваются и всегда готовы принять жильцов. Особенно приветствуют в “Родине” молодежь, решившую трудиться на земле. Тут им не только предоставляют благоустроенные дома, но и на два года освобождают от квартплаты и оплаты коммунальных услуг.
— Дорого жилье хозяйству обходится, — рассуждает со своей колокольни главный экономист Надежда Овчинникова. — Поэтому и не выделяем его первому встречному, а у тех, кто получил коттедж, требуем бережного отношения к жилищу. Хотя и тут попадают хозяева, которые за два года доводят его до необходимости капитального ремонта.
Есть у сельчан и нарекания на качество строительства. Стремясь освоить объемы средств, строители “лепят” типовой домик за два-три месяца, невзирая на пору года, когда идет стройка. Фундамент не устоится, дом не осядет. А проходит время — и пошли по стенам трещины, начал “играть” пол.
Председатель СПК “Ильковичи” Виктор Кривонос даже удивился, когда узнал о данных КГК. Оказалось, тот дом в деревне Ланьков, который числится незаселенным, решением правления давно выделен работнице местного Дома культуры. Но она почему-то долгое время в него не заселяется и отказываться от жилья не спешит. Вот и образовалась проблема.
— В нынешнем году в хозяйстве построим пять коттеджей, — замечает Кривонос. — И обязательно создадим резервный фонд. Должна быть у руководителя возможность маневра в определенных обстоятельствах. Иначе специалиста не заполучить. А в них ощущается недостаток.
В словах и действиях руководителей, надо признать, есть резон. Но не у всех и не везде. Обратным примером стала дрибинская деревня Пудовня. В ней тоже в свое время настроили домиков. А нынче жить в них некому. Потому что не там строили. После соединения нескольких хозяйств, перестав быть центром одного из них, деревенька эта ускоренными темпами стала чахнуть. Многие ее жители перебрались в нынешний центр СПК. Вот и получилось, что дорогостоящее жилье уже несколько лет остается без хозяев. А, как известно, нежилой дом быстро приходит в негодность.
Урок поучительный, хоть и дорогостоящий. Поэтому больше на Могилевщине стараются не допускать подобного.

Белыничский район

Многие вопросы по строительству комфортабельного могли бы решить коттеджи в Финляндии, которые как нельзя более точно подходят под запросы потребителей. Коттеджи изготовлены из натуральных материалов и абсолютны безопасны для проживания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter