Должность не призвание

Сегодня у Президента состоится совещание по проблемам реформирования агропромышленного комплекса.
Сегодня у Президента состоится совещание по проблемам реформирования агропромышленного комплекса.

Как распорядиться землей? На кого списать долги отстающих колхозов? Что предпринять для повышения заинтересованности крестьянина в конечных результатах труда? Но, кажется, ломая голову над решением этих проблем, специалисты главков и НИИ упускают один немаловажный нюанс. Какое место в предполагаемой реформе займет фигура председателя колхоза? А между тем государственная определенность в этом отношении могла бы существенно помочь сдвинуть дело с мертвой точки.

- Эх, отдали бы мне и моим сподвижникам колхоз в частные руки, - откровенно признался мне как-то председатель одного средненького колхоза, - за год и от долгов избавились бы, и страну начали бы кормить, не требуя помощи сверху.

Мысль на первый взгляд крамольная. В том смысле, что наверняка, взявшись таким образом хозяйствовать, крепкие и грамотные мужики, естественно, открестились бы от слабаков, а нынче это - пенсионеры и другой нетрудоспособный люд, коего на колхозной шее предостаточно.

Но, возможно, и рациональное зерно в таком горячем заявлении есть. Ведь наш председатель колхоза, так же как и рядовой крестьянин, на обобществленной земле, по сути дела, временщик. Этим и диктуется стратегия его бытия. Сидя в председательском кресле, он бывает, к сожалению, гораздо больше озабочен обустройством своих личных дел, чем урожайностью полей или плодовитостью скота. За год-два даже в худо-бедно существующем колхозе можно, к примеру, и домик себе соорудить, и другие блага приобрести. Обзавестись влиятельными друзьями, которые, когда с председательского поста попросят, не дадут пропасть.

Не все председатели у нас, разумеется, такие. Есть много людей, навечно прикипевших к земле. Днем и ночью их гложет мысль: как будет жить завтра деревня, а не отдельно взятая моя семья? Помню, как несколько лет назад впервые увидел председателя колхоза имени Куйбышева Жабинковского района Валерия Парфенюка. На колхозном мехдворе с лопатой. Он подбирал небрежно рассыпанное кем-то зерно. Что же ему нечего больше делать? - мелькнуло в голове. Но спустя время мое отношение к таким вот чудачествам переменилось. Председатель не может равнодушно проехать мимо упавшего с машины тюка соломы, выброшенной на свалку еще пригодной детали. И это не плюшкинское крохоборство, а чувство хозяина. Иначе не поехал бы в позапрошлом году Валерий Парфенюк в Германию и не купил бы для колхоза суперсовременный доильный цех более чем за 100 тысяч долларов, не взяв у государства ни копейки в долг.

Но, к сожалению, все чаще такие хозяева ощущают себя в председательском корпусе белыми воронами. Как же так, - рассуждает Валерий Парфенюк, - я заставляю своих колхозников экономить на любой мелочи, считаю со специалистами каждую копейку, у колхоза приличные показатели, а живем мы так же трудно, как соседи? А у них никудышные руководители безнаказанно меняются как перчатки и долги при этом государству доросли до фантастических сумм.

В унисон этим размышлениям - мнение председателя передового в Кобринском районе колхоза Заря Ивана Тарасюка. Хозяйство работает производительнее и эффективнее, чем в советские времена, а перспективы у него нет. Почему?

Таких людей, как Парфенюк и Тарасюк, в Брестской области, да и во всей стране немало. Так стоит ли по отношению к ним вести себя подобно пресловутому продразверсточнику? Ведь при такой погоде комфортнее себя чувствуют руководители отстающих хозяйств. Как у нас говорят на Полесье: Адна падзяка, што за рыбу, што за рака... Это лучше всех видят энергетики. Колхоз может иметь десятки миллионов долгов за электроэнергию, а руководитель и в ус не дует, да еще Мерседес покупает.

Приструнить такого, конечно, могут, а вот заменить не спешат. Потому что, увы, некем. У каждого председателя райисполкома есть в черном списке две-три подобные кандидатуры. Но отправить их в отставку главы районных вертикалей не рискуют. Неизвестно, чем еще обернется такая замена.

Данную кадровую тактику подтверждает статистика. В 1998 году в Брестской области сменилось более 80 руководителей колхозов, в 1999-м - более 60, в минувшем - около 40. Занять освободившийся председательский кабинет кандидатов... уговаривают. И эта прогрессирующая тенденция очень тревожна. Какие бы формы собственности и методы хозяйствования на нашей земле ни преобладали, без грамотного и опытного менеджера (или назовем его как-то иначе) крестьянину не обойтись.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter