Доля вместо разума

Жилищные аферисты вызывают интерес следователей – под видом дома на одну семью возводится жилье со множеством квартир

Жилищные аферисты вызывают интерес следователей – под видом дома на одну семью возводится жилье со множеством квартир

Иметь собственный дом в столице всегда было как минимум престижно. Ни бумажная волокита, ни стоимость участка не превращали подобное желание в несбыточную мечту: в процессе расширения Минск поглотил немало бывших деревень, ставших оазисами частного сектора в городских джунглях. Стать владельцем особняка можно не просто, а очень просто: выкупить жилой участок в таком секторе, при необходимости обновить дом. Увы, нашлись и те, кто увидел в этой схеме источник не столько престижа, сколько дохода. Однако закон обойти или подкорректировать не получится.

Сегодня не личное главное

Пятьдесят пять лет назад с карты Минского района исчезла деревня Щетовка, превратившись в частный сектор, вытянутый вдоль речушки Слепня — нынешнего канала Слепянской водной системы. В начале девяностых неподалеку прошла вторая линия метро, а жители прилегающих микрорайонов стали обращать внимание на то, что в череде однообразной деревенской застройки бывшей Щетовки стали то тут, то там “прорастать” весьма солидные коттеджи. Что, впрочем, совершенно не портило ни карту города, ни общую картину, да и в противоречие с законом не вступало. Настораживало другое: некоторые новоделы к категории частных домов можно было отнести с большой натяжкой. Растущее параллельно этажам общественное недовольство заинтересовало правоохранителей.

— Во многих микрорайонах Минска, в пригороде обнаружены незаконные строения: под видом частного домовладения, одноквартирного или блокированного дома, возводили дом на шесть — восемь — десять квартир, — рассказывает заместитель Генерального прокурора страны Алексей Стук. — Проведенные масштабные проверки показали, что таких объектов уже более двухсот. Естественно, это незаконное строительство. Наложен запрет на его продолжение, проверка продолжается.

Местные жители отмечают, что говорить о коррупции в городских и районных администрациях в данном случае не приходится, скорее наоборот: именно действия местных властей приподняли покров скрытности с этой темы.

— Не раз собиралась писать в администрацию Заводского района, но конкретных фактов у меня было недостаточно, — рассказала “НГ” одна из жительниц бывшей Щетовки. — Толчком стали обнародованные недавно предложения института “Минскградо”, в которых прописан снос после 2020 года целого ряда домов и усадеб нашего частного сектора. Вот тут-то и выяснилось, что при расселении ряда домов возникнут большие сложности. И не столько у властей, кстати, сколько у жильцов.

Незавидная доля

Люди, стремящиеся обратить благое дело исключительно в личную выгоду, находятся всегда. Белорусское государство, стремясь помочь гражданам побыстрее решить “квартирные вопросы”, значительно упростило требования к застройщикам, возводящим индивидуальные дома. Подобная щедрость пришлась по душе не только нуждающимся: некоторые дельцы принялись покупать на подставных лиц старые дома, сносить их, а на освободившемся месте возводить дома, каждый этаж которых представляет собой изолированное помещение. То есть квартиру в многоквартирном жилом доме.

Число таких многоквартирников перевалило уже за две сотни, но прав у тех, кто рискнул стать их квартиросъемщиком, оказалось минимум. Дело в том, что оформить приобретение квартиры в доме, по всем статьям проходящем как индивидуальная застройка, можно лишь как покупку долей. Со всеми вытекающими проблемами при пользовании и распоряжении этим имуществом. Сегодня в производстве уже находится уголовное дело по одному из таких домов в районе бывшего Сельхозпоселка — современной улицы Волгоградской. Причем дело возбуждено по статье о незаконной предпринимательской деятельности: застройщик от своих махинаций получал доход в особо крупном размере, его “квартиры” тянули на четверть миллиона долларов каждая. В Генпрокуратуре подчеркивают: как минимум застройщики лишатся таких своих домов. О лишениях же их жителей остается пока только догадываться — особенно тех, кто в ближайшие годы вынужден будет подыскать себе новое жилье в связи со сносом нынешнего. По иронии судьбы на месте сносимых частных кварталов собираются возводить легальное и многоквартирное жилье. Но доля жителей нынешних самостроев вряд ли позволит им рассчитывать на новые высоты. Не потому ли на сетевых форумах формируется устойчивое “частнособственническое лобби”?

Кстати, одним из аргументов в защиту частного сектора его лоббисты называют то, что сметающие деревенские кварталы высотки относятся зачастую к коммерческому жилью, а не к социальному. Дескать, где же пресловутая господдержка многодетных? Но не все так однозначно. Специалисты Минского городского центра недвижимости рассказывают о вопиющем случае: четыре земельных участка в черте города предлагались недавно многодетным семьям, и те дружно отказались от них по причине малой площади. Оказалось, что на участках в четыре — шесть соток им “не развернуться”. Каково?

Недополученные прибыль и престиж

Что же касается коммерсантов, некоторые из них стараются придать прибыльности своему делу не только путем махинаций с жильем. В конце минувшего года председателю Комитета госконтроля Александру Якобсону пришлось лично разбирать характерный эпизод.

— Под снос шел принадлежащий заявителю павильон-киоск, — пояснили “НГ” в КГК Беларуси. — Гражданин намеревался построить на этом месте мини-магазин, но у местных органов власти оказались свои вполне резонные аргументы: в соответствии с порядком строительства объектов в Минске сперва необходимо получить в собственность земельный участок. А это можно сделать только через проведение аукциона.

“Не прокатят” больше, судя по всему, и более изощренные хитрости, в частности, “фешенебельные формулировки”. Министерством торговли признано недопустимым явление, когда риелторы при описании объектов недвижимости орудуют “определениями в превосходной степени”, не имея на то документальных подтверждений. Подход прост и логичен: предлагаете “элитное жилье”, “фешенебельные пентхаусы”, “VIP-апартаменты”, “эксклюзивные квартиры”, и все это в “престижном районе”? Докажите! Да и такой механизм как цена лучше любого документального подтверждения говорит о престижности того или иного района. Очередной аукцион, который Минский городской центр недвижимости проведет 11 марта, предложит вниманию участников пять лотов. В долларовом эквиваленте начальная цена участка на пересечении улиц Пономаренко и Янки Мавра составляет 720 тысяч долларов, по улице Гастелло — 222 тысячи, близ перекрестка Либкнехта и Лермонтова — 107 тысяч. В прославившейся благодаря новой арене Чижовке продаются еще два участка по цене от 237 и 793 тысячи долларов соответственно. Впрочем, даже эти цифры весьма условны: счастливому победителю торгов придется дополнительно понести большие расходы, связанные с расселением этих участков и сносом имеющихся там строений. Здесь эти цифры приведены лишь с целью показать, что цена “земельного вопроса” в Минске по-прежнему высока. А потому и ослабления внимания махинаторов к нему ждать, похоже, не стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter