Долив после отстоя

Нынче рожают и в 55, и в 60 лет
Нынче рожают и в 55, и в 60 лет

Велика сила медицины! Только подумайте: румынке Адриане Илиеску исполнилось 66 лет (!), когда ее посетил аист. Можно было бы посчитать сей факт медицинским казусом, сбоем биологических часов, если бы список «старейших молодых мам» мира не пополнялся буквально каждый месяц. Сегодня рожают в 55, 58, 60 — и это уже далеко не новость номер один в рейтинге событий.

Есть ли роженицы столь солидного возраста в Беларуси? Сложный вопрос, такой статистики у нас не ведется. И лучшие акушеры–гинекологи, проработавшие в родильных залах всю жизнь, не смогли припомнить ни одного случая, чтобы довелось принять младенца у мамы старше 48 лет. Похоже, рекорд был поставлен лишь в прошлом году, когда благополучно разрешилась двойней 51–летняя пациентка центра экстракорпорального оплодотворения. Вскоре должна стать матерью и 46–летняя подопечная Ольги Макаренко, заведующей отделением патологии беременности 2–го минского роддома. Обеим мамочкам никто не дает их лет, у обеих счастливые семьи, а дети — желанные. Это, так сказать, первый вариант развития событий. Второй — когда весть о беременности обрушивается на семью, точно обух. Женщина–то считает, что уже вступила в пору «золотой осени», а тут... Именно так лет 20 назад был поставлен российский рекорд: тогда на прием к Владимиру Кулакову, нынешнему главному акушеру–гинекологу России, пришла 64–летняя татарка, сетуя, что с возрастом у нее вдруг начал расти живот. А там, оказывается, уже сладко посасывал палец кандидат в Книгу рекордов Гиннесса!..

Зато роды у тех, кому «за сорок», — в Беларуси почти рутина. Накануне нового года во 2–м минском роддоме шла целая череда мам «постбальзаковского возраста» — 40, 42, 44. Некоторые из них говорили, мол, дай Бог малыш не последний! А уж роды «около 30», как и во всем мире, — вообще самое милое дело. У врачей даже рука не поднимается писать, как раньше, в документах «возрастная» или, того обиднее, «пожилая первородящая», пишут обтекаемо: «первородящая во столько–то лет». «Наша задача — только помогать, в каком бы возрасте женщина ни решила стать матерью. Это всегда должен быть великий праздник. Как в африканских племенах, где все неделю ликуют, носят новоиспеченную маму на руках. А как же — человек родился!» — говорит Ольга Макаренко. Жизнь подкидывает сюжеты почище всякого сериала. Когда «возрастные роды» были в диковинку, в одной палате для беременных оказались 20–летняя дочь и 40–летняя мать. Соседки шушукались: «Ишь, чего удумала! 40 лет, а стыда нет!» Позже выяснилось, что дочка приемная, родители ее выучили, выдали замуж, стали ждать внуков, а дождались еще и собственного ребенка...

Когда белорусские медики спрашивают экспертов ВОЗ, как они относятся к тому, что рожают все позже и позже, те пожимают плечами: «А как вы относитесь к дождю? Хорошо это или плохо? Ну идет себе и идет». Только в США и только за один год число дам, родивших в 45 — 49, выросло на 15 процентов. До нас эта экстремальная для гинекологов мода доходит пока лишь слабым дуновением. Видимо, все впереди. Ведь если десять лет назад биологические часы женщины начинали тревожно звонить, когда ей было 30, то сегодня первый звонок звучит где–то в 35 лет, а то и позже. Более того, медицина продвинулась вперед настолько, что возрастные рамки для материнства практически стерлись. Это чудо, но чудо научно подготовленное. Специальными гормональными препаратами научились продлевать женскую молодость, а метод ЭКО и вовсе делает невозможное: все современные «роженицы–пенсионерки» обязаны ему своим запоздалым счастьем. Другой вопрос, что это не блажь, а очень ответственное решение для женщины. «Да, с одной стороны, «поздний» ребенок появляется на свет не потому, что «так вышло», а потому, что мама сама этого хотела, ему родители, как правило, и дать могут больше, — считает Ольга Макаренко. — Да, роды омолаживают женщину. Но только если она здорова. Беременность, как лакмусовая бумажка, выявляет все болячки и недомогания, о которых раньше никто и не подозревал». Зрелое материнство таит в себе много других потенциальных рисков — это и угроза выкидыша, и пороки развития будущего малыша, и осложненные роды. А главное, мама должна ведь не только выносить и родить ребенка, но и успеть его воспитать. Так что в первую очередь феномен Адриане Илиеску — не медицинский, а житейский. Конечно, никто не хочет об этом думать сегодня, когда сын учится выговаривать слово «мама». Тем паче не до грустных мыслей самой рекордсменке, которой однажды уже удалось обмануть время.

В Беларуси более 1,2 млн. женщин в возрасте от 35 до 49 лет. Замечено, что неохотнее всего обзаводятся потомством зрелые дамы в Гродненской и Минской областях. А вот 45 — 49–летние жительницы Могилевской и Брестской областей — просто молодцы: к ним последние 2 года аист зачастил.

Рекорды аиста

1994 г. — родила мальчика 63–летняя итальянка Розанна Делла Корте.

1996 г. — появилась на свет дочка 63–летней Эрсели Кей из Калифорнии.

2001 г. — 61–летняя жительница Сан–Франциско родила мальчика.

2003 г. — 65–летняя индийская учительница Сатябхама Махапатра, прожившая в браке полвека, родила первенца — мальчика весом 3 килограмма. Ей помогла близкая родственница, давшая свою здоровую яйцеклетку.

2005 г. — 55–летняя американка Тина Кейд из Ричмонда произвела на свет тройню: девочку и двух мальчиков. Ее случай интересен тем, что Тина родила... собственных внуков и внучку, став «суррогатной мамой» для своей дочки Камиллы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter